воскресенье, 28 июля 2024 г.

ВЫСОЦКИЙ

Автор: Владимир ХУРС

Пожалуй, впервые за последнее время в своих публикациях я отклонюсь от спортивной, точнее, от привычной футбольной тематики, и поведу свое повествование, которое навеяли мои воспоминания. К ним меня подтолкнул материал, несколько дней назад размещённый на нашем блоге об Олимпиаде 1980 года в Москве (подробности здесь: https://andron-prodan.blogspot.com/2024/07/istoria-jocurilor-olimpice-moderne-20.html).

Казалось, что тогда весь советский народ жил событиями XXII Олимпийских игр, спортивные баталии которых широко и подробно освещались в телевизионных репортажах, на страницах центральных и республиканских газет. Но в самый разгар игр случилось событие, для многих москвичей и гостей столицы отодвинувшее Олимпиаду на второй план.

Владимир Высоцкий.

25 июля 1980 года, на 43-м году жизни ушёл в мир иной великий поэт, бард, актёр, негласный любимец огромного количества почитателей его таланта Владимир Семёнович Высоцкий.

Будучи в опале у руководства и чиновников партийной элиты и советской власти, известие о кончине Владимира Высоцкого не публиковалось в печати и не озвучивалось на ТВ. Единственной, кто дала короткий некролог о смерти поэта и актёра, была газета «Вечерняя Москва»:

Газета «Вечерняя Москва»: 1980, 25 июля, с. 4 (фрагмент полосы).

Кстати, точно такое же сообщение – слово в слово – опубликовала и газета «Советская культура» 29 июля, уже после похорон поэта, которые состоялись за день до этого. Но народная молва оказалась сильнее всех запретов власти, и многотысячная толпа москвичей и гостей столицы пошла, поплыла к Театру на Таганке, чтобы проститься со своим любимцем.

 

28 июля 1980 года, Москва прощалась с Владимиром Высоцким.

К нам, на периферию, как всегда, эта новость пришла с опозданием. Уже по приезде в Бельцы к своим родителям, мне об этих траурных днях и событиях более подробно рассказал мой сосед по родительскому дому Владимир Амелин, работавший и живший со своей семьёй в Москве.

А спустя несколько лет, после оттепели «перестроечного» периода, мы и сами смогли стать свидетелями тягостных минут прощания с Владимиром Высоцким благодаря документальным лентам похорон отечественных операторов-любителей и архивов многих зарубежных телеканалов.

Моё первое знакомство с творчеством Владимира Высоцкого состоялось ещё в школьные годы. Будучи старшеклассниками, мы уже слышали о «запрещённом» Высоцким. Ребята, используя три-четыре аккорда, пели под гитару некоторые песни барда. Это были его первые дворовые, уличные песни (почему-то многие их называли блатными).

А в 10-м классе мы впервые услышали голос Высоцкого благодаря магнитофонным записям с концерта у моего одноклассника Альки Фоминова. Навскидку вспоминаю, как мы, открыв рты, слушали песню о нейтральной полосе («А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты»), про китайских хунвэйбинов, о созвездии Тау Кита, находках студентов-археологов («Потом однажды в Элисте нашёл вставные челюсти размером в самогонный аппарат»). Слушали мы голос с магнитной ленты с упоением, стараясь запомнить отдельные фразы. Все исполняемые песни прерывались аплодисментами, а шуточные песни – громким смехом зрителей-счастливчиков, попавших на концерт.

Ещё в школьные годы у меня появилась страсть к коллекционированию грампластинок. Правда, в моём родном городе Бельцы их выбор был невелик, и новые экземпляры можно было приобрести только в магазине культтоваров, находившийся в центре города. Большей частью это были хрупкие бьющиеся пластинки, гибкий винил только начал появляться в продаже.

Осенью 1968 года я стал студентом технологического факультета Кишинёвского политехнического института. И, конечно, став на время жителем столицы, часто заходил в фирменный магазин-салон «Мелодия», размещавшийся по улице Комсомольской, в ста метрах ниже центральной улицы Ленина, чтобы из небогатого студенческого бюджета приобрести новую пластинку для моей коллекции. Благо, в то время они были доступны по цене: гибкая пластинка стоила 60 копеек, ауди-миньон – 70 копеек, а большой диск – 1 рубль 60 копеек (позже такой же диск в стереозвучании стоил 2,15 руб.).

И вот осенью первого студенческого года, зайдя в очередной раз в магазин грампластинок, я увидел в продаже гибкую пластинку песен Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». Каюсь, на тот момент этого фильма я не видел, но «Песню о друге» в те времена исполняли многие певцы, поэтому с нею мы были уже хорошо знакомы. Конечно же, желание купить эту пластинку возникло сразу. Смутило лишь одно – эта гибкая пластинка была помещена в целлофановый комплект, в который «прицепили» ещё четыре грампластинки, не имевшие спроса у покупателей. Комплект с нагрузкой стоил три рубля (для студента в те годы это были два-три дня нормального питания в столовой). Несмотря на эту уловку магазина, люди раскупали Высоцкого. Купил этот комплект и я (желание иметь Высоцкого в своей коллекции перевесили аппетит). Так, того не ведая, Владимир Семёнович своей первой гибкой пластинкой (кстати, вышедшей тиражом в шесть миллионов экземпляров) помогал выполнять план реализации товара магазину-салону «Мелодия». Да и сам бард, как вспоминали очевидцы, получил приличный гонорар от Всесоюзной студии грамзаписи, что позволило его семье выйти из финансового кризиса.

Второе моё непосредственное прикосновение к творчеству Владимира Высоцкого (причём, живое) состоялось весной 1972 года. В конце апреля с краткосрочным визитом (после концертов в Одессе) с публичными выступлениями в Кишинёв прибыл известный актёр, поэт и певец. О предстоящих концертах, всего за два-три дня до их начала, вещали малочисленные афиши, выполненные художниками-любителями: перед Зелёным театром в парке культуры и отдыха на Комсомольском озере, перед Дворцом профсоюзов на Рышкановке. Но и в этом случае народная молва быстро разнесла слух о приезде известного певца-поэта в столицу Молдавии.

По воспоминаниям историков и очевидцев, Владимир Высоцкий прибыл в Кишинёв 23 апреля и разместился в гостинице «Кишинэу». Основные концерты состоялись на второй день, 24 апреля. Вначале планировался концерт в Театре имени А.П. Чехова, но бюрократы Министерства культуры республики наложили «вето» на его проведение. Поэтому первые встречи Высоцкого состоялись с коллективом АТЕМ в Доме Печати, затем во время обеденного перерыва с работниками трикотажной фабрики «Стяуа Рошие».

 

Выступление В. Высоцкого 24 апреля 1972 г. в клубе кишинёвской трикотажной фабрики «Стяуа Рошие». Фото Я. Богомольного. Источник: oldchisinau.com.

24 апреля 1972 г. После концерта в клубе фабрики «Стяуа Рошие». Фото – Яков Богомольный. Фото из архива А. Новикова (Кишинев). Источник: oldchisinau.com.

Первый афишированный концерт состоялся вечером в Зелёном театре. На концерте был аншлаг – все места в зале под открытым небом были заполнены (а это около 7000 мест!), также были заполнены все проходы. Я стал обладателем двух билетов на концерт, поэтому в последний момент пригласил коллегу по факультету Надю Кожухарь составить мне компанию на этот концерт.

Владимир Семёнович, как мы слышали ранее на записях концертов с магнитных лент, не изменил себе. Представляя очередную песню, он рассказывал историю её написания, где-то шутил, где-то обращался к зрителям с серьёзными социально-философскими размышлениями. В середине отделения бард представил своего друга Ивана Дыховичного, который под гитару спел несколько своих песен на стихи русских поэтов XIX века.

Иван Дыховичный и Владимир Высоцкий. Источник: facebook.com/Высоцкий Владимир Семёнович.

Ну а затем Владимир Семёнович вновь вышел на сцену и продолжил исполнение своих авторских произведений. Исполнялись песни гражданской тематики, военные песни, шуточные («Милицейский протокол») и шуточно-спортивные (про сентиментального боксёра, про прыгуна в длину, «Честь шахматной короны»).

Концерт длился более полутора часов, а закончился как-то неожиданно. Вместо привычного прощания со зрителями актёры резко спустились с гитарами по ступенькам со сцены прямо к выходу из Зелёного театра, сели в автомобиль и умчали (как потом многие узнали, они спешили на следующий концерт дня во Дворец профсоюзов).

Как вспоминали очевидцы, и там зрительный зал на 800 мест был полностью заполнен. Там концерт проходил несколько в другой атмосфере. Среди зрителей можно было увидеть и чиновников городской и республиканской власти (как показала жизнь, не все негативно относились к творчеству Высоцкого). И здесь концерт продлился почти два часа.

Мы, очевидцы того времени, знали (из афиш) о двух вышеуказанных концертах поэта-барда. Но по прошествии лет оказалось, что был ещё один не афишированный концерт, который всё же состоялся в Русском театре им. Чехова Он начался в полночь и был подарен Владимиром Высоцким своим коллегам – актёрам труппы и работникам этого театра.

Считаю нужным рассказать ещё одну историю, связанную с мои двоюродным племянником Павлом Полуничевым, проживающим в Волгограде, сыном моей старшей двоюродной сестры Эммы Романовны Полуничевой, заслуженного метеоролога Российской Федерации.

Павел являлся и по сей день является страстным поклонником творчества Владимира Высоцкого. Ещё в школьные годы он собирал произведения поэта, тексты которых набирал на печатной машинке, после чего все листы с тестами стихов и песен сдавал в переплёт, и получался самиздатовский сборник, облачённый в зелёную коленкоровую обложку, на титульном листе которой теснёнными золотыми буквами было выбито название «Владимир Высоцкий».

А вся история связана с выпускными школьными экзаменами Павла по русскому языку и литературе. В те времена, как и в наши далёкие школьные годы, не было пресловутого ЕГЭ, а выпускникам предлагались на выбор три темы: одна – из русской литературы, вторая – из советской и современной литературы, а третья – на свободную тему. В год выпуска Павла бывшая страна – СССР – праздновала юбилей Великой Победы против фашистских войск, и свободная тема была призвана отразить эти события. Павел выбрал третий вариант предлагаемых тем сочинения, и раскрывая её, использовал поэзию Владимира Высоцкого, военная тема которой довольно широко и правдиво отражена в стихах и песнях поэта. Смелое решение выпускника с использованием произведений Владимира Семёновича было для преподавателей и членов экзаменационной комиссии неожиданным, но было отмечено оценкой «отлично», а само сочинение было отобрано в числе лучших для выставки работ учащихся выпускных классов Областного отдела народного образования.

Павел, ко всему прочему, является преданным болельщиком волгоградского «Ротора», а также одним из лучших историков и статистиков волгоградского футбола. Он является одним из шести соавторов «Летописи областного (волгоградского – автор) футбола», первый том которого, отражающий период до 1962 года, вышел в 2000-м году тиражом 250 экземпляров, обладателем одного из экземпляров этого тиража (с подачи моего племянника) стал покорный Вам слуга.

А высокая оценка выпускной работы Павла, к слову, была ещё и потому, что поэзия Высоцкого ещё не печаталась. Первая прижизненная публикация стихотворения Владимира Семёновича «Если друг оказался вдруг…» вышла в свет в январе 1968 года в сборнике произведений поэтов (и что особо приятно) в Кишинёве, в издательстве Центрального Комитета Компартии Молдавии.

Лишь в 1987 году, после смерти поэта, впервые в издательстве «Современник» вышел сборник стихов (без объявления тиража) под названием «Нерв», подготовленный и отредактированный другим великим поэтом Робертом Рождественским. Я вспоминаю, с какой завистью мы просматривали такой сборник, счастливым владельцем которого был наш хороший друг и товарищ, бывший начальник электротехнического цеха Бронислав Иванович Масловский. Страницы этого сборника перефотографировались любителями творчества Высоцкого (ксероксов ещё не было). А уже в последующие два-три года многие издательства стали печатать книги со стихами и другими произведениями Владимира Высоцкого, и его творчество стало общедоступным для большой армии читателей.

Десять лет назад в издательском доме «Комсомольская правда» вышла 40-томная серия «Великие поэты». В ней, наряду со сборниками стихов великих русских и советских, а также зарубежных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета, Маяковского, Есенина, Блока, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Шекспира, Байрона, Омара Хайяма, Гёте, Бёрнса и других) под номером 39 вышел сборник поэзии Владимира Высоцкого «Охота на волков».

Мы уже отмечали, что при жизни поэта практически не выходили книги его поэтических трудов. Не лучше обстояло дело и с выпуском грампластинок с песнями Владимира Высоцкого. При жизни барда вышли и быстро распродались пять дисков-миньонов, а также один сборный диск-гигант (в 1980 году). В то же время зарубежные записывающие компании (при содействии супруги Марины Влади и других друзей и заинтересованных лиц) с удовольствием издавали диски с голосом и песнями Высоцкого. Лишь после смерти барда фирма «Мелодия» выпустила серию дисков-гигантов под общим названием «На концертах Вдадимира Высоцкого», число которых превысило два десятка. В перестроечное время, наконец-то, был оценен и актёрский труд Высоцкого – в 1987 году ему (посмертно) была присвоена Государственная премия СССР.

И ещё несколько моментов моего прикосновения к памяти Высоцкого. В 1990-1991 гг. мне, директору Сынжерейского винзавода, вместе с инженером-строителем Николаем Козенко (пусть земля ему будет пухом), приходилось выезжать в Москву в бывшую ещё организацию «Союзглавпищекомплект», благодаря которой мы комплектовали вновь строящийся цех розлива на Александренской винбазе новым оборудованием, ёмкостями и другими необходимыми материалами и комплектующими. И в первый визит в столицу экс-СССР мы посетили Ваганьковское кладбище, поклонились великому поэту, актёру, Человеку, а в находящемся на территории кладбища храме зажгли свечу за упокой души Владимира Семёновича.

В середине 90-х годов прошлого столетия в стенах Бельцкого драматического театра на протяжении двух лет проходил просмотр (или как сейчас модно называть – кастинг) молодых талантов, в котором принимали участие великий Олег Табаков, профессор Герасимов, которые приезжали в Молдову с целью отбора наиболее талантливой молодёжи в школу-студию Табакова. И вот после завершения первого отбора бывший директор драмтеатра Евгений Степанович Карас (старший брат известного футболиста и тренера Иона Караса и отец не менее известного Эмиля Караса) попросил нас в воскресный день организовать встречу со знаменитыми гостями из Москвы. Та встреча состоялась на Препелицком винпункте, и за столом с нехитрыми блюдами традиционной и национальной кухни прошла эта тёплая встреча-беседа. Не помню кто из местных присутствующих попросил Олега Павловича дать свою оценку жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Я хорошо помню, как Олег Табаков встал, и весь рассказ о своём коллеге он поведал стоя. Он отмечал, что они в жизни и в творчестве не пересекались (хотя они вместе, возможно, в различных сценах, но снимались в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»), отмечал его яркие страницы в творчестве, несколько фраз обронив и про Театр на Таганке. Говорил Олег Павлович уважительно и стоя. Так я и запомнил эту картину, когда один великий актёр говорил о другом великом актёре стоя.

Высоцкий и легендарный Всеволод Бобров. Фото из свободного доступа в интернете.

Вот такой рассказ я решил довести до наших читателей. Изначально говорил, что он не связан со спортом. Но затем почувствовал, что сам себе противоречу. А ведь Владимир Семёнович любил спорт, неоднократно посещал спортивные состязания, встречался со спортсменами и был близко знаком со многими из мира спорта, и много писал о спорте.

В 1988 году издательство «Физкультура и спорт» выпустило сборник «Четыре четверти пути», в котором отдельный раздел посвящён спорту. Своими воспоминаниями в этом сборнике поделились футболист Олег Блохин, хоккеист Вячеслав Старшинов, шахматист Михаил Таль, фехтовальщик Давид Тышлер, один из создателей фильма «Спорт, спорт, спорт» Герман Климов. А чего стоят стихи поэта из этого сборника «Вратарь», посвящённые легендарному стражу ворот Льву Яшину, «Песня о штангисте», адресованная самому сильному человеку планеты Василию Алексееву. Его «Утренняя гимнастика» стала негласным гимном физкультурников-любителей. Немало шуточных песен вышли из-под пера барда, в которых, несмотря на ироничный тон, чувствуется глубокое знание тонкостей различных видов спорта. До сих пор хорошо помню песню «Профессионалы», которая впервые прозвучала в 1967 году после того, как хоккеисты сборной СССР, победив в решающем матче канадцев со счётом 2:1, в пятый раз подряд завоевали мировое и европейское первенство.

Профессионалам, по всяким каналам,

То много, то мало – на банковский счёт, –

А наши ребята, хоть меньше зарплата,

Уже пятикратно выходят вперёд.

Ещё я с особой гордостью говорю о том, что в городе, в котором я родился, в городе моего детства Бельцы есть мемориал-памятник Владимиру Высоцкому (автор мемориала – Моисей Мильгром). В центре мемориала сооружена возвышающаяся площадка, которую по периметру обрамляют своеобразные стены-панно, на которых размещены строки стихов Владимира Семёновича Высоцкого. И в дни памяти поэта, певца, актёра (в дни рождения и в дни его смерти) здесь проходят мероприятия, где вспоминают этого Человека, звучат стихи и песни Владимира Высоцкого. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий