среда, 30 марта 2022 г.

Из истории бельцкого футбола 

ФУТБОЛЬНЫЕ КОМАНДЫ БЕЛЬЦКИХ АВТОМОБИЛИСТОВ (часть 2)

Второй футбольной командой автотранспортного предприятия в городе (после команды АТП-2) (подробности здесь: https://andron-prodan.blogspot.com/2022/03/1-moldova-sport-history-httpandron.html) стала команда автобазы №9 – сокращённо АТБ-9.

У истоков создания этого футбольного коллектива стоял Юрий Иванович Пономарёв. Известная и колоритная фигура в городе, футболист, в то время судья республиканской категории, уже обслуживавший игры всесоюзного чемпионата, член футбольной секции города (прообраз городской федерации футбола), он был приглашён на работу на предприятие из автопарка №2 после достижения командой больших успехов как на городском, так и на республиканском уровне.

Новая команда появилась в городских соревнованиях в 1959 году и со старта ничем особо и не выделилась: участвуя в городском чемпионате и первенстве горсовета ДСО «Молдова», команда занимала места в хвосте турнирной таблицы. Единственным светлым пятном сезона стало выступление команды в финале Кубка городского стадиона (правда, без участия в нём сильнейших команд города), но в нём футболисты АТБ-9 крупно уступили команде ремонтного завода – 1:4 (кстати, гол престижа у автомобилистов с пенальти забил именно Юрий Пономарёв).

Сезон 1960 года стал шагом вперёд для команды автобазы. В городском первенстве общества «Молдова» футболисты финишировали на третьем месте. В главном первенстве города команда АТБ-9 заняла 4-е место (в тот год, в отсутствии ведущих команд, принимавших участие в чемпионате МССР, звание чемпионов завоевали спортсмены АТП-2).

А осенью команда добилась первого большого успеха. В финале розыгрыша осеннего Кубка города встретились два футбольных коллектива автомобилистов – бывшая и настоящая команда играющего тренера Юрия Пономарёва – АТП-2 и АТБ-9 (в народе про такие встречи шутили, что играют «АТэПу» и «АТэБу»).

Впервые новая команда тренера одолела старую, одержав победу в финале со счётом 2:1. К слову, в этом осеннем турнире засветилась ещё одна команда – АТБ-26, которая в 1/4 финала крупно уступила меховщикам – 2:7. Но это была разовая акция этого футбольного коллектива.

В 1961 году Юрий Пономарёв перешёл на работу в столицу республики, и результаты команды автобазы резко поползли вниз – последнее, 6-е место в чемпионате города, вылет на первой стадии из розыгрышей зимнего (здесь коллектив был представлен сразу двумя командами) и осеннего Кубков города. Не лучше результаты были у команды и в следующем 1962 году.

Кстати, в 1962 году автобаза №9 укрупняется и трансформируется в автоколонну АК-2803. Всего через год в городе формируется ещё одно крупное автотранспортное предприятие – автоколонна АК-2810. И в этих вновь образованных трудовых коллективах создаются новые футбольные команды.

В 1963 году футболисты АК-2803 становятся третьими в отборочном первенстве города (после армейской команды «Звезда» и «Локомотива», ставших участниками первенства МССР), а команда АК-2810 занимают первое место в чемпионате города (правда, вновь проходившего без участников чемпионата республики),

В последующие годы обе команды автоколонн неизменно участвовали в первой группе городского чемпионата, но без особых успехов. Автор решил всё же показать их результаты в этих турнирах.

Команда

1964

1965

1966

1967

1968

АК-2803

 4

 8

 5

 7

 7

АК-2810

 7

 3

 4

 5

 -

Как видно из вышеприведенной таблицы, команды особых звёзд с неба не хватали, выступая в чемпионате города, практически, на вторых ролях. Единственным турниром, в котором отличились футболисты обеих коллективов, стал розыгрыш Кубка 1967 года, приуроченный к Всесоюзному дню физкультурника. В финале этого турнира встретились футболисты обеих автоколонн, и команда АК-2810 со счётом 2:1 обыграла своих коллег с АК-2803. Благодаря архивным раскопкам автору удалось установить составы команд, выступавших в решающем матче того кубкового турнира:

АК-2810: Лебедев, Кучерявый, Вайсман, Овсов, Петрушка, Думановский, Маху, Лукьянов, Швояков, Соломенко, Седаковский, Г. Карайман, Юдин, К. Тучак.

АК-2803: В. Шевченко, Сидорюк, Тимошенко, Удовкин, Гросу, В. Маслов, Ю. Чуркин, В. Чётя, Албу, Е. Дубровин, Золотник, Токарчук, Кумпэтэ, Розенберг.

После вышеуказанного периода команды на время исчезли из числа участников городских турниров. Футболисты АК-2810 возвратились в городской чемпионат в 1982 году уже под названием «Торпедо». Начав своё участие со второй группе городского первенства и заняв третье место, «торпедовцы» вернулись в высший эшелон футбола города и выступали в нём на протяжении четырёх лет – с 1983 по 1986 год (команда занимала соответственно 3, 5, 6 и 7 места). Но на этом история этой команды и завершилась.

Что же касается другого коллектива автоколонны, то его коснулись серьёзные преобразования и реорганизация предприятия. В городе создаётся и формируется новое крупное автотранспортное предприятие – бельцкая автоколонна №1. Во главе предприятия становились директора, которые искренне любили футбол и делали всё, чтобы футбольная команда предприятия была на первых ролях не только в городе, но и в республике. Таким директором был Анатолий Купцов, при котором команда АК-1 «Автомобилист» стала лидером городского футбола. Впоследствии Анатолий Купцов работал заместителем председателя бельцкого горисполкома, в 2001-2002 гг. – министром транспорта РМ, возглавлял городскую федерацию футбола. Его традиции поддержал и его приемник Борис Плащинский, также избиравшийся в исполком городской федерации футбола. А команда «Автомобилист» стала самой яркой футбольной дружиной 70-х – 80-х годов прошлого столетия.

Впервые команда «Автомобилист» появилась на городской арене в 1970 году. Выступая в чемпионате города, вновь созданный футбольный коллектив занял 4 место. На следующий год автомобилисты финишировали на пятой позиции, а в розыгрыше Кубка города дошли до четвертьфинала, где уступили «Строителю» – 1:2. В сезоне 1972 года команда вообще не принимала участия в футбольной жизни города.

Настоящее восхождение «Автомобилиста» на Олимп началось с 1973 года. Впервые команда, тренируемая Георгием Подару, завоевала серебряные медали чемпионата города, а в Кубке города лишь в полуфинале уступила «Локомотиву» – 1:2.

А уже в следующем сезоне футболисты АК-1 сделали дубль, завоевав титул чемпиона города и став обладателем городского Кубка (в финале была обыграна команда завода им. Ленина «Заря» – 2:0).

В этом же сезоне футбольная дружина автокомбината впервые приняла участие в республиканских соревнованиях и сразу же добилась больших успехов – выиграла чемпионат МССР во второй группе, а в розыгрыше Кубка Молдавии лишь в полуфинале уступили в матче против признанного лидера тех лет – столичного «Динамо», ставшего в итоге обладателем почётного приза, а также чемпионом республики.

Георгий Подару – играющий тренер команды «Автомобилист» в 1973-1979 гг.

В первом чемпионском составе за команду «Автомобилист» выступали: Б. Гаврилюк, Г. Подару, Я. Син, Н. Андрейцов, Х. Куперман, Г. Цыбырнэ, Е. Дубровин, М. Трахтенберг, Л. Савчук, В. Олянский, Б. Френкель, В. Паша, М. Смирнов, Н. Смирнов, Вакарчук, Дардик. Тренер – Г. Подару.

На протяжении звёздного периода команды 1973-1986 гг. автомобилисты 10 раз выигрывали звание чемпионов города (плюс ещё один титул победителей Спартакиады города 1982 года), дважды становились вторыми, и один раз – третьими призёрами городского первенства. За этот же период «Автомобилист» четырежды выигрывал Кубок города. Команда участвовала в городских турнирах вплоть до 1991 года, хотя в последние годы без былого блеска. После распада СССР не стало и футбольной команды автокомбината. Наступали новые времена...

Автор ниже приводит сводную таблицу участия «Автомобилиста» в городских турнирах за все годы его существования.

 Год

 Чемпионат города

 Кубок города

Место

Баланс игр

Мячи

Этап Кубка

Последний соперник и результат игры

1970

 4

 +4=0-8

20:32

 ?

Нет данных

1971

 5

 +4=0-8

28:22

1/4 финала

«Строитель» - 1:2

1973

 2

 +16=1-1

44:12

1/2 финала

«Локомотив» - 1:2

1974

 1

 +12=1-0

50:11

 Кубок

«Заря» - 2:0

1975

 1

 +9=0-1

45:12

 Финал

«Труд» - 1:2

1976

 1

 +12=1-1

56:13

1/4 финала

«Локомотив» - отказ

1977

 1

 +13=1-0

38:10

 Кубок

«Заря» - 2:1

1978

 1

 +13=3-0

41:15

 Кубок

«Электрокар» 4:2

1979

 3

 +12=2-4

51:20

 ---

Не участвовали

1980

 1

 +14=3-1

72:24

1/2 финала

«Заря» - 1:2 (дополнительное время)

1981

 1

 +18=0-0

61:17

 Кубок

«Электрокар» - 5:2

1982

 1

1 (Сп.)

 +6=0-1

 +9=0-0

 24:1

 24:4

 ?

Нет полных данных

1983

 2

 +17=2-3

 60:6

 ?

Нет данных

1984

 Не участвовали

 ---

Не участвовали

1985

 1

 36 очков

73:24

 Кубок не разыгрывался

1986

 1

 +14=5-1

60:30

 Кубок не разыгрывался

1987

 ?

Нет полных данных

 Кубок не разыгрывался

1988

 10

 +8=2-14

38:55

 Кубок не разыгрывался

1989

 6

 +10=6-6

48:41

 Кубок не разыгрывался

1990

 2

 +14=6-2

69:36

 Кубок не разыгрывался

1991

 4

 +14=5-5

82:44

 Кубок не разыгрывался

В 1977-78 гг. команда автокомбината имела абсолютное преимущество над остальными соперниками в городских турнирах, не потерпев на протяжении двух сезонов ни одного поражения. За команду в это время выступали: В. Сиденко, В. Масловский, В. Петрусёв, Я. Син, В. Чётя, В. Бабияш, В. Маринюк, Х. Куперман, Е. Дубровин, А. Гнатюк, М. Горяшевский, Н. Георгица, М. Трахтенберг, В. Олянский, В. Верховецкий, В. Паша, М. Шевчишин, В. Гудзь. Тренер – Г. Подару.

С 1976 года в городе стал проводится зимний чемпионат Бельц. Все матчи проводились на городском стадионе на специально оборудованной площадке с рекортановым покрытием, в формате 9x9. Все участники турнира, как правило, распределялись на две подгруппы, после чего в стыковых матчах определялись призёры соревнований, а также итоговые места всех команд. Победитель турнира получал титул зимнего чемпиона города. Эти соревнования привлекали большое количество зрителей и одновременно служили хорошей подготовкой к основным соревнованиям года. Команда автокомбината №1 четырежды становилась зимним чемпионом города и ещё дважды – бронзовым призёром первенства. Кстати, зимние чемпионаты города проводились вплоть до 2003 года, правда, в последние лет восемь формула и характер их проведения сильно отличался от 70-х – 80-х годов прошлого столетия.

Считаю, что будет справедливо, если мы также напомним результаты команды «Автомобилист» в зимних первенствах города.

 Год

Кол-во

команд

Игры в подгруппе

Стыговые игры

Место

Результат

Соперник и результат матча

Итог. место

1976

 20

 Команда не участвовала в турнире

1977

 10

 2

+3=0-1 21:9

Не проводился

 3-4

1978

 12

 2

+4=0-1 17:3

ДЮСШ-2 - 8:3

 3

1979

 8

 2

+2=0-1 12:7

«Электрокар» - 6:2        

 3

1980

 8

 1

+2=0-1 14:8

«Заря» - 5:2

 1

Ё981

 12

 1

+5=0-0 32:6

«Металлист» - 6:3

 1

1982

 12

 Команда не участвовала в турнире

1983

 12

 Команда не участвовала в турнире

1984

 15

 1

+6=1-0 41:17

ФК-2810 - 5:2

 1

1985

 12

 1

+3=1-1 10:3

«Электрокар» - 9:2

 1

1986

 12

 Команда не участвовала в турнире

1987

 12

 1

+3=2-0 14:4

1/2 фин. «Локомотив» 1:1, пен. - 3:4

За 3 место. «Электрокар» -2:2, пен.-2:4

 4

1988

 14

 5

+1=2-3 8:9

Не проводился

 9-10

1989

 14

 7

+0=1-5 6:18

«Олимп» - 0:1

 14

1990

 17

Снята*

+4=1-1 18:7

Команда исключена из розыгрыша за две неявки

1991

 14

 5

+2=2-2 14:12

«Электрокар» - 1:2

 10

Примечание:*) - Команда не доиграла групповой турнир, в двух играх за неявки - поражения.

С 1980 по 1983 год команду «Автомобилист» к городским соревнованиям готовил Владимир Олянский, один из самых ярких футбольных личностей бельцкого футбола.

Владимир Олянский выступал за бельцкие команды класса «Б» в чемпионате СССР – «Строитель» и «Пищевик» (в составе последней в 1969 году был лучшим бомбардиром команды – 9 голов). Чемпион Молдавской ССР в составе бельцкой «Стройиндустрии» (1966 г.) и тираспольского «Темпа» (1968 г.). Проходя службу в армии и играя за команду «Темп», в 1968 году стал и обладателем Кубка МССР, отличившись «покером» в финальном матче (тираспольчане его выиграли со счётом 5:0).

После расформирования класса «Б» играл в бельцких командах «Локомотив» (1970 год, бронзовый призёр чемпионата МССР), «Строитель» (1971 год, чемпион города и второй призёр чемпионата МССР во второй группе), «Труд» (1972 год, обладатель Кубка города), а с 1973 года и до конца своей карьеры игрока выступал за команду «Автомобилист». По итогам сезонов 1968 года (в составе тираспольского «Темпа»), а затем в 1975 и 1976 гг. (в составе «Автомобилиста») входил в число 22 лучших футболистов МССР.

Завершив игровую карьеру, Владимир Николаевич переключился на тренерскую работу. Работал администратором и тренером команды «Заря», выступавшей во второй лиге союзного первенства. С 1992 года стал главным тренером команды «Олимпия», которой на этом посту отдал почти полтора десятка лет. Заслуженный тренер Республики Молдова.

Как отмечалось выше, в 1974 году команда «Автомобилист» вышла на республиканскую арену и выступала там вплоть до 1985 года. Ниже автор приводит результаты команды в главных республиканских турнирах.

Год

 Чемпионат МССР

 Кубок МССР

Место

Баланс игр

Мячи

Этап Кубка

Последний соперник и результат игры

1974

1 (2 гр)

 +16=4-2

70:19

1/2 финала

«Динамо» (Кишинёв) - проигрыш

1975

 7

 +8=6-8

27:21

 

 

1976

 9

 +5=4-13

16:39

 

 

1977

 8

 +6=8-6

21:21

 1 круг

«Рэут» (Пелиния) - 1:1, пенальти - 3:4

1978

 6

 +12=4-8

22:21

 Финал

КСХИ (Кишинёв) - 0:2

1979

 10

 +8=8-10

30:33

 

 

1980

 8*

 15

 +5=2-11

23:44

 

 

 

1981

 6

 +15=5-10

38:30

 

 

1982

 3

 +17=9-6

50:25

 

 

1983

 2

 +15=6-5

43:23

 

 

1984

 11

 +10=7-13

38:43

1/2 финала

«Луч» (Сороки) - проигрыш

1985

 1**

 +12=0-2

 23:6

1/4 финала

«Искра» (Рыбница) - 0:3

 

1/2 финала. «Искра» (Рыбница) - «Автомобиьист» - 1:0, 1:1

За 3-е место. «Автомобилист» - «Луч» (Сороки) - 2:1

 Примечание. *) - команда заняла 8-е место в подгруппе, после чего в стыковом турнире заняла итоговое 15 место.

 **) - команда заняла первое место в северной зоне, и затем после стыковых игр в итоге стала третьим призёром первенства.

Первый большой успех пришёл в 1982 году, когда бельцкие автомобилисты завоевали бронзовые медали чемпионата МССР. Лучшим бомбардиром этого первенства стал бельчанин Леонид Мельничук – 18 мячей. А совместно братья Мельничуки – Леонид и Фёдор – в первенстве республики отличились 25 раз.

В бронзовом составе бельцких автомобилистов выступали: В. Масловский, С. Чеботарь, А. Хлопецкий, А. Удовик, Л. Бережинский, В. Поликанин, В. Олянский, С. Соха, Ф. Рогожина, А. Крупник, Л. Мельничук, И. Богач, Ф. Мельничук, Ю. Яценко. Тренер – Г.Я. Фирер, начальник команды – Б. Самбур.

По итогам футбольного сезона Анатолий Хлопецкий вошёл в число 22 лучших футболистов Молдавии (под №1).

В следующем сезоне команда АК-1 поднялась ещё на одну ступеньку выше в республиканском чемпионате, завоевав серебряные медали. Удивительно, но после такого большого успеха Федерация футбола МССР не нашла доводов для включения в список 22 лучших в республике представителей бельцкой команды.

Серебряный призер чемпионата МССР бельцкий «Автомобилист». Верхний ряд (слева направо): Геннадий Фирер (тренер), Юрий Норольский, Фёдор Рогожина, Вячеслав Гудзь, Александр Удовик, Виктор Масловский, Юрий Михеев, Константин Беженарь, Станислав Соха, Анатолий Хлопецкий. Нижний ряд: Сергей Попович, Фёдор Мельничук, Леонид Бережинский, Сергей Чеботарь (капитан команды), Сергей Процюк, Владимир Поликанин, Сергей Кривицкий, Виктор Москалюк. (Фото из личного архива Виктора Масловского было представлено газете «Спорт-курьер» от 25 мая 2012 года).

Последний успех к команде пришел в 1985 году, когда «Автомобилист» ещё раз выиграл медали чемпионата МССР. Вначале были проведены два зональных турнира, после чего были проведены полуфинальные стыковые матчи.

Бельчане заняли первое место в северной зоне. Затем, проиграв первую полуфинальную встречу в Рыбнице со счётом 0:1, бельчане сделали ставку на домашний матч. На 75-й минуте ответного противостояния команд они вышли вперёд, но развить успех не смогли. Более того, игрок «Искры» А. Кройтор на 84-й минуте счёт сравнял, похоронив надежды «Автомобилиста» на финал.

Решающие встречи состоялись на поле столичного стадиона «Динамо» 2 ноября. Вначале в матче за бронзовые награды первенства бельчане переиграли сорокский «Луч» – 2:1. А затем главный арбитр матча за первое место Натан Бартфельд вывел команды Рыбницы и Тирасполя на решающий поединок. Единственный гол, забитый на 40-й минуте А. Родионовым, принёс золотые медали команде «Искра».

По итогам сезона 1985 года сразу пять футболистов «Автомобилиста» вошли в число 22 лучших в республике – Сергей Сосновский, Эмиль Карас, Вадим Грекул (под №1), Владимир Харитон, Анатолий Хлопецкий (под №2). Более того, первые четверо вместе с Олегом Проничевым вошли и в число 22 лучших юношей республики.

Первый ряд: (слева направо): Анатолий Хлопецкий, Вадим Грекул, Игорь Лахно, Сергей Галаган, Фёдор Мельничук. Второй ряд: Сергей Сосновский, Эмиль Карас, Виталий Трофименко, Мариан Чобану, Генналий Коломиец, Виктор Масловский (фото из личного архива Мариана Чобану).

В 1983 году в Бельцах «Автомобилист» встретился с первой командой республики – кишинёвским «Нистру», выступавшим в том сезоне в высшей лиге чемпионата СССР. Игра завершилась с почётным счётом для бельчан – 1:1. Сохранилось фото с того памятного матча.

Команды покидают поле после товарищеского матча «Автомобилист» – «Нистру» – 1:1 (на фото ошибочно указан 1982 год). В центре в глубине - арбитр матча Леонид Уланов. На заднем плане - надувной манеж, который функционировал почти десяток лет (фото из газеты «Меридиан-Спорт» № 6 от 16 января 2008 года).

И чтобы завершить повествование о команде бельцкого автокомбината АК-1, поведаем ещё о некоторых республиканских турнирах, в которых футболисты принимали участие.

На протяжении трёх лет – с 1977 по 1979 год – бельчане были постоянными участниками весеннего первенства ЦС ДСО «Молдова». В первый год, после удачи в групповом турнире, команда потерпела поражение в полуфинале, уступив будущему победителю турнира – тираспольскому «Строителю».

На следующий год бельчане вновь уступили тираспольским строителям, но на сей раз в финальном матче – 0:2.

А вот в финале 1979 года бельцкий «Автомобилист», наконец-то, выиграл, одолев студентов политехнического института – 3:1. В этом турнире в числе лучших игроков были названы Георгий Подару и Владимир Олянский.

Ещё один раз бельцкие автомобилисты играли в финале весеннего первенства общества в 1985 году, но одолеть тираспольский «Текстильщик» им не удалось – 0:1.

Дважды – в 1983 и 1986 гг. – футболисты АК-1 становились обладателями Кубка РК профсоюза работников автомобильного транспорта МССР, организатором которого являлся ответственный спортивный работник Министерства автотранспорта республики Юрий Иванович Пономарёв. В последнем республиканском турнире, в котором участвовал бельцкий «Автомобилист», игроки команды в финальном противостоянии переиграли футболистов «Кишинёвтранса», выиграв в первом матче 4:1, и сведя вничью ответную игру в столице – 2:2.

И ещё небольшая информация о командах автотранспортных предприятий города. В период 1979-1982 гг. в числе участников городского первенства (правда, второй группы) была команда АТБ-7, лучшим результатом которой стало третье место 1981 года.

Четыре года подряд – с 1968 по 1972 гг. – фигурировала в аналогичных турнирах и команда АТБ-5, но без особых успехов. В 1983-1984 гг. футболисты пятой автобазы предприняли вторую попытку возврата в городской чемпионат, но лучшим результатом стало лишь шестое место в 1983 году.

Наконец, ещё одно предприятие – АТБ Молдавпотребсоюза – предприняло попытку выйти на городской уровень, но команда этой базы ограничилась лишь участием в чемпионатах Горсовета ДСО «Молдова» по мини-футболу в 1983-1985 годах.

К сожалению, в период после обретения независимости РМ ярких команд транспортных организаций в городских турнирах практически не было, если не считать единственного участия команды «Star-taxi-1499» в первенстве города да несколько участий в нём футбольной команды троллейбусного управления. К сожалению, былая слава автотранспортных предприятий города осталась лишь в истории.

Подготовил: Владимир ХУРС