Из истории бельцкого футбола
ФУТБОЛЬНЫЕ КОМАНДЫ
БЕЛЬЦКИХ АВТОМОБИЛИСТОВ (часть 1)
На
страницах Moldova Sport History мы уже поведали нашим читателям, любителям футбола о лучших
командах города, которые представляли предприятия железной дороги (http://andron-prodan.blogspot.com/2016/07/normal-0-false-false-false.html),
строительных организаций (http://andron-prodan.blogspot.com/2018/11/blog-post_21.html),
армейский футбол (https://andron-prodan.blogspot.com/2022/01/2.html).
Немало ярких страниц вписали в историю бельцкого футбола и команды
автотранспортных организаций города.
Спорт на этих предприятиях никогда не был на
задворках. Их спортивные коллективы активно участвовали в городских
соревнованиях, республиканских отраслевых Спартакиадах и чемпионатах, а самые
лучшие из них – и в
чемпионатах Молдавской ССР. Сегодня автор хочет раскрыть очередную страницу
истории бельцкого футбола, на которых главными героями станут лучшие футбольные
коллективы, представлявшие автобазы, автоколонны и другие автотранспортные предприятия
города.
Первой командой автомобилистов, появившейся на
карте бельцкого футбола, стала дружина автотранспортного парка №2, или
сокращённо АТП-2. Футбольная команда предприятия родилась в 1956 году. Создавался
футбольный коллектив на базе энтузиастов – работников коллектива, а также ряда
привлечённых игроков из других команд города. Во вновь созданную команду
влились: С. Киселёв
(в 1955 году он выступал за команду «Динамо», обладателя зимнего Кубка города),
С. Шнайдман
и С. Гольденштейн
– из команды «Спартак», а также футболисты Н. Макарчук, М. Фуксман, А. Пантелеев, которые год
назад были вторыми призёрами чемпионата города в составе команды ремонтного
завода «Урожай» (данный коллектив также выступал в первой группе чемпионата
МССР). Такой подбор игроков, где рядом с дебютантами городских соревнований
выступали и опытные игроки, сразу сделал команду АТП-2 одним из лидеров
городских турниров.
Уже в первый год выступлений футболисты добиваются
больших успехов: выходят в финал весеннего Кубка города (в решающем матче автомобилисты
уступили «Урожаю»), становятся третьими призёрами Спартакиады города (после
«Локомотива» и «Пищевика») и вторыми в чемпионате города (пропустили вперёд
лишь железнодорожников). А на финише футбольного сезона пришли и первые большие
победы – команда стала обладателем Кубка города, обыграв в финале «Локомотив» – 1:0 (победный гол
забил Ю. Гримберг),
а затем и победителем футбольного турнира Спартакиады Совета профсоюзов работников
автотранспорта МССР.
Сегодня хочется назвать имена первого состава
команды АТП-2, победителей отраслевой Спартакиады: П. Маевский, И. Подлесный, Ю. Гримберг, М. Бегишев, И. Былич, Цитман, А. Онойко, С. Шнайдман, А. Пантелеев, С. Киселёв, С. Гольденштейн, Н. Макарчук (капитан
команды), М. Фуксман
(будущий судья республиканской категории), П. Жуковский (в 60-е годы –
тренер команды «Стройиндустрия», чемпиона МССР 1966 года и участницы чемпионата
СССР в классе «Б» в 1967-1968 гг.).
Следующий сезон 1957 года был одним из лучших в
истории футбольного коллектива АТП-2. Команда на равных боролась с признанным
лидером городского футбола
– «Локомотивом»,
причём одержала победы в самых главных турнирах года. Эти успехи тесно связаны
с именем Юрия Ивановича Пономарёва,
который являлся на предприятии не только организатором физкультурно-спортивной
работы, но и членом футбольной команды. Все любители городского и
республиканского футбола знают Юрия Пономарёва как лучшего представителя
футбольной фемиды в республике, ставшего в 1961 году арбитром всесоюзной
категории, а затем дважды входившего в десятку лучших судей СССР (в 1970 и 1973
гг.).
А теперь о победах автомобилистов в 1957 году.
Первый успех пришёлся на розыгрыш весеннего Кубка города, в финале которого
были побеждены спортсмены «Локомотива». Затем пришла победа и в основном
розыгрыше Кубка города. В полуфинале команда АТП-2 обыграла железнодорожников –
1:0, а в финале, в дополнительное время, футболистов мясокомбината – команду
«Пищевик»
– 3:1 (основное время – 1:1, доп. время – 2:0). Наконец, спортсмены
автопарка впервые стали чемпионами города, причём в очном противостоянии с
командой железнодорожного узла они также имели перевес: ничья – 1:1 и победа со
счётом 3:2. Команде «Локомотив» достались лишь второстепенные городские трофеи –
приз городской газеты «Коммунист» и кубок Городского Комитета по физической
культуре и спорту (в этих финалах команда АТП-2 потерпела неудачи – соответственно
со счётом 1:2 и 1:4).
Но самые главные матчи года были проведены на
республиканском уровне. Как обладатель Кубка города, команда автопарка,
выступавшая под наименованием «Буревестник», представляла город в Кубке МССР, и
дошла до полуфинала. На этой стадии бельчане встретились со студентами
столичного сельхозинститута, лучшей командой республики того года, сделавшей
дубль в республиканских главных турнирах. Уже в первом тайме будущие аграрии
практически сделали игру, забив шесть безответных голов. Во втором тайме
бельцкие автомобилисты отыграли два мяча (отличились П. Жуковский и Я. Гримберг), но избежать
поражения не удалось, итог – 2:6. В этом матче за бельчан выступали: П. Маевский, И. Подлесный, Л. Вайсман (капитан), В. Фролов, С. Шнайдман, Я. Гримберг, Ю. Пономарёв, П. Жуковский, И. Былич, С. Киселёв, Г. Петрушин, на замену
выходили Л. Чумак
и Б. Фогельман.
Команда АТП-2 «Буревестник». Слева направо: С. Гольденштейн, П. Жуковский, С. Киселёв, А. Пантелеев, И. Былич, ..?, С. Шнайдман, М. Фуксман, И. Подлесный, П. Маевский, Н. Макарчук (капитан
команды).
А в чемпионате Молдавии команда АТП-2 выступала
во второй группе и сыграла выше всяких похвал. На первом этапе первенства
футболисты автопарка выиграли один из зональных турниров (всего их было
четыре), показав блестящий результат: 12 игр, +10=0-2, мячи – 39:8. Затем, уже
на заключительной стадии чемпионата, проведенной в Бельцах, футболисты АТП-2
вначале выиграли полуфинальную подгруппу: 4 игры, +4=0-0, мячи – 10:3, а затем
и финальный раунд чемпионата МССР, обеспечив выход в высший эшелон
республиканского футбола.
М |
ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД |
1 |
2 |
3 |
4 |
В Н П |
Мячи |
О |
1. |
«Буревестник» (Бельцы) |
|
2:0 |
3:1 |
7:0 |
3 0 0 |
12:1 |
6 |
2. |
Команда пос. Леово |
0:2 |
|
8:0 |
6:0 |
2 0 1 |
14:2 |
4 |
3. |
Колхоз «Бируинца» (Кожушна) |
1:3 |
0:8 |
|
1:1 |
0 1 2 |
2:12 |
1 |
4. |
Сельхозтехникум (Кукурузены) |
0:7 |
0:6 |
1:1 |
|
0 1 2 |
1:14 |
1 |
В этом же году бельцкий «Буревестник» встретился
со своими одноклубниками – командой класса «А» из столицы – и крупно уступил им со
счётом 0:10, а затем ряд игроков команды (П. Маевский, Л. Вайсман, В. Фролов, М. Молодецкий, Ю. Пономарёв) приняли
участие в первом международном матче, проведенным в Бельцах, защищая честь
сборной города против гостей из румынского города Яссы (бельчане проиграли –
1:4).
А
вот в следующем сезоне железнодорожники взяли реванш за неудачи 1957 года.
Команда АТП-2 по традиции хорошо начала сезон, выиграв весенний Кубок города:
были обыграны футболисты «Локомотива» – 2:0, а в финале
розыгрыша игроки «Пищевика» – 4:1 (по два мяча забили Ю. Пономарей и П. Угринский).
И
ещё один успех пришёл поздней осенью, когда автомобилисты в финале осеннего
Кубка переиграли команду стройтреста со счётом 3:1. В остальных городских
турнирах первенствовали железнодорожники: победа в Кубке города и розыгрыше
Кубка Городского Комитета по физкультуре и спорту (в финалах этих соревнований
футболисты АТП-2 уступили соответственно 1:2 и 0:3). Чемпионами города также
стал «Локомотив», дважды обыгравший команду «Молдова» (так именовался
футбольный коллектив АТП-2 в этом году) – 2:0 и 3:0. Автомобилисты заняли
второе место в городском первенстве.
В
чемпионате МССР 1958 года, играя во второй подгруппе главного турнира (всего
было три подгруппы по 6 команд), команда АТП-2 заняла 4-е место и не пробилась
в финальный раунд чемпионата. Для сравнения, «Локомотив» сумел выйти в финальный
этап первенства и в итоге финишировал на третьем месте, став бронзовым призёром
чемпионата республики. Правда, автомобилисты на республиканском уровне всё же
добились определённого успеха. Выиграв городское первенство ДСО «Молдова»,
бельчане в чемпионате Республиканского Совета общества заняли второе место (в
финале они проиграли команде тираспольского консервного завода «1 Мая» со
счётом 0:4).
В
спортивном сезоне 1959 года вновь доминировали футболисты локомотивного депо.
На их счету победа в зимнем Кубка города и турнире на приз открытия спортивного
сезона (в этих турнирах команда АТП-2 дважды уступила в финалах – 1:5 и 0:1).
Финал Кубка города также остался за «Локомотивом», но тут матч растянулся на
два дня: 29 марта команды сыграли вничью – 1:1, и лишь на следующий день, в
переигровке, железнодорожники дожали автомобилистов – 3:1.
Команда
автопарка в этом сезоне праздновала успех лишь там, где не участвовали
представители железнодорожного узла. Она была лучшей в Спартакиадном городском
турнире и Кубке Горсовета ДСО «Молдова», который разыгрывался в День
физкультурника (дважды была обыграна команда ремзавода – 4:2 и 1:0, причём в
последнем турнире победу принёс точный удар Жана Былича на последней (!)
минуте).
Второй
сезон подряд команда автопарка была лучшей и в чемпионате Горсовета ДСО
«Молдова». Справедливости ради следует отметить, что футболисты ремонтного завода
также дважды смогли переиграть команду АТП-2: в финале мартовского розыгрыша
Кубка открытия сезона – 2:0, а затем в полуфинале осеннего Кубка городского
стадиона с тем же счётом (этот турнир также выиграли ремонтники).
Что
же касается первенства МССР, то в нем бельчане выступили ниже своих
возможностей: автомобилисты финишировали лишь на 12-й позиции, да и
железнодорожники заняли 7-е место, что было шагом назад по сравнению с прошлым
годом.
Футбольный
сезон 1960 года в городе начался отборочным турниром к чемпионату МССР.
Сильнейшие пять команд Бельц боролись за две путёвки для участия в первом этапе
республиканского первенства, который с этого сезона стал проводиться по
многоступенчатой схеме. Эти две путёвки завоевали «Локомотив» и команда
стройтреста. Футболисты автопарка заняли лишь 4-е место.
Участники
чемпионата МССР практически не участвовали в городских турнирах, поэтому
спортсмены АТП-2 вышли на первые роли в городе. Они во второй раз в своей
истории стали чемпионами города, а также вышли победителями в розыгрыше Кубка
города, обыграв в финале коллектив стройтреста – 3:0. Правда, в Кубке МССР
футболисты автопарка в первом же раунде выбыли из розыгрыша, проиграв окницкому
«Локомотиву» – 1:2 (некоторые источники указали счёт 2:3).
Что
же касается чемпионата Горсовета ДСО «Молдова», то после двух победных сезонов
команда заняла лишь второе место, уступив первенство футболистам завода им. Ленина. Уступили
спортсмены второго автопарка и в финале осеннего Кубка, проиграв решающий матч
осеннего турнира коллегам АТБ-9 со счётом 1:2. Новую команду автобазы №9 также
создавал Юрий Пономарёв, перешедший на работу в новое автотранспортное
предприятие города.
За
футбольный коллектив АТП-2 в этом сезоне выступали: В. Овсейчик, М. Гнатюк, И. Мельник, Ж. Былич, В. Данилов, Б. Смирнов, Л. Вайсман, А. Горохов, Ю. Гримберг, М. Криган, С. Киселёв, И. Подлесный, Е. Петрушин, М. Молодецкий.
Команда АТП-2 – чемпионы города 1960 года.
Новый
футбольный сезон 1961 года для команды АТП-2 был неудачным. В кубковых турнирах
футболисты автопарка выбывали из розыгрышей задолго до их финала, порой даже в
первых раундах. Так было в зимнем Кубке города (проигрыш «Локомотиву»), в
блиц-турнире открытия нового сезона (поражение от команды завода им. Ленина – 0:3), в осеннем
Кубке города (проигрыш меховщикам). Лишь в Кубке города коллектив АТП-2 дошел
до полуфинальной стадии розыгрыша, где лишь в переигровке уступив футболистам
завода им. Ленина
– 1:1, 1:4.
Чемпионат
города спортсмены автопарка завершили на третьем месте (выше оказались
«Локомотив» и команда мехового комбината). И лишь в чемпионате ДСО «Молдова» автомобилисты
выступили достойно. В финале чемпионата Горсовета общества они уступили спортсменам
завода им. Ленина
– 1:3, однако в решающем матче республиканского чемпионата ДСО «Молдова», где
встретились вновь эти два бельцких футбольных коллектива, автомобилисты взяли
убедительный реванш – 3:0.
Футбольный
сезон 1962 года оказался последним в шестилетней истории футбольной команды
АТП-2. Проиграв в четвертьфинале весеннего Кубка города армейской команде
«Звезда» со счётом 1:6, команда автопарка затем после первого круга снялась с
чемпионата города. На момент снятия у команды после пяти проведенных игр в
активе было четыре поражения и всего одна победа над футболистами завода им. Ленина – 4:2. Так
закончилась короткая, но интересная и насыщенная история первого футбольного
коллектива автотранспортного предприятия в городе.
В
следующей главе мы продолжим рассказ о других командах автомобильных
предприятий города.
Подготовил:
Владимир ХУРС
Комментариев нет:
Отправить комментарий