вторник, 29 марта 2022 г.

Из истории бельцкого футбола 

ФУТБОЛЬНЫЕ КОМАНДЫ БЕЛЬЦКИХ АВТОМОБИЛИСТОВ (часть 1)

На страницах Moldova Sport History мы уже поведали нашим читателям, любителям футбола о лучших командах города, которые представляли предприятия железной дороги (http://andron-prodan.blogspot.com/2016/07/normal-0-false-false-false.html), строительных организаций (http://andron-prodan.blogspot.com/2018/11/blog-post_21.html), армейский футбол (https://andron-prodan.blogspot.com/2022/01/2.html). Немало ярких страниц вписали в историю бельцкого футбола и команды автотранспортных организаций города.

Спорт на этих предприятиях никогда не был на задворках. Их спортивные коллективы активно участвовали в городских соревнованиях, республиканских отраслевых Спартакиадах и чемпионатах, а самые лучшие из них – и в чемпионатах Молдавской ССР. Сегодня автор хочет раскрыть очередную страницу истории бельцкого футбола, на которых главными героями станут лучшие футбольные коллективы, представлявшие автобазы, автоколонны и другие автотранспортные предприятия города.

Первой командой автомобилистов, появившейся на карте бельцкого футбола, стала дружина автотранспортного парка №2, или сокращённо АТП-2. Футбольная команда предприятия родилась в 1956 году. Создавался футбольный коллектив на базе энтузиастов – работников коллектива, а также ряда привлечённых игроков из других команд города. Во вновь созданную команду влились: С. Киселёв (в 1955 году он выступал за команду «Динамо», обладателя зимнего Кубка города), С. Шнайдман и С. Гольденштейн – из команды «Спартак», а также футболисты Н. Макарчук, М. Фуксман, А. Пантелеев, которые год назад были вторыми призёрами чемпионата города в составе команды ремонтного завода «Урожай» (данный коллектив также выступал в первой группе чемпионата МССР). Такой подбор игроков, где рядом с дебютантами городских соревнований выступали и опытные игроки, сразу сделал команду АТП-2 одним из лидеров городских турниров.

Уже в первый год выступлений футболисты добиваются больших успехов: выходят в финал весеннего Кубка города (в решающем матче автомобилисты уступили «Урожаю»), становятся третьими призёрами Спартакиады города (после «Локомотива» и «Пищевика») и вторыми в чемпионате города (пропустили вперёд лишь железнодорожников). А на финише футбольного сезона пришли и первые большие победы – команда стала обладателем Кубка города, обыграв в финале «Локомотив» – 1:0 (победный гол забил Ю. Гримберг), а затем и победителем футбольного турнира Спартакиады Совета профсоюзов работников автотранспорта МССР.

Сегодня хочется назвать имена первого состава команды АТП-2, победителей отраслевой Спартакиады: П. Маевский, И. Подлесный, Ю. Гримберг, М. Бегишев, И. Былич, Цитман, А. Онойко, С. Шнайдман, А. Пантелеев, С. Киселёв, С. Гольденштейн, Н. Макарчук (капитан команды), М. Фуксман (будущий судья республиканской категории), П. Жуковский (в 60-е годы – тренер команды «Стройиндустрия», чемпиона МССР 1966 года и участницы чемпионата СССР в классе «Б» в 1967-1968 гг.).

Следующий сезон 1957 года был одним из лучших в истории футбольного коллектива АТП-2. Команда на равных боролась с признанным лидером городского футбола – «Локомотивом», причём одержала победы в самых главных турнирах года. Эти успехи тесно связаны с именем Юрия Ивановича Пономарёва, который являлся на предприятии не только организатором физкультурно-спортивной работы, но и членом футбольной команды. Все любители городского и республиканского футбола знают Юрия Пономарёва как лучшего представителя футбольной фемиды в республике, ставшего в 1961 году арбитром всесоюзной категории, а затем дважды входившего в десятку лучших судей СССР (в 1970 и 1973 гг.).

А теперь о победах автомобилистов в 1957 году. Первый успех пришёлся на розыгрыш весеннего Кубка города, в финале которого были побеждены спортсмены «Локомотива». Затем пришла победа и в основном розыгрыше Кубка города. В полуфинале команда АТП-2 обыграла железнодорожников – 1:0, а в финале, в дополнительное время, футболистов мясокомбината – команду «Пищевик» – 3:1 (основное время – 1:1, доп. время – 2:0). Наконец, спортсмены автопарка впервые стали чемпионами города, причём в очном противостоянии с командой железнодорожного узла они также имели перевес: ничья – 1:1 и победа со счётом 3:2. Команде «Локомотив» достались лишь второстепенные городские трофеи – приз городской газеты «Коммунист» и кубок Городского Комитета по физической культуре и спорту (в этих финалах команда АТП-2 потерпела неудачи – соответственно со счётом 1:2 и 1:4).

Но самые главные матчи года были проведены на республиканском уровне. Как обладатель Кубка города, команда автопарка, выступавшая под наименованием «Буревестник», представляла город в Кубке МССР, и дошла до полуфинала. На этой стадии бельчане встретились со студентами столичного сельхозинститута, лучшей командой республики того года, сделавшей дубль в республиканских главных турнирах. Уже в первом тайме будущие аграрии практически сделали игру, забив шесть безответных голов. Во втором тайме бельцкие автомобилисты отыграли два мяча (отличились П. Жуковский и Я. Гримберг), но избежать поражения не удалось, итог – 2:6. В этом матче за бельчан выступали: П. Маевский, И. Подлесный, Л. Вайсман (капитан), В. Фролов, С. Шнайдман, Я. Гримберг, Ю. Пономарёв, П. Жуковский, И. Былич, С. Киселёв, Г. Петрушин, на замену выходили Л. Чумак и Б. Фогельман.

Команда АТП-2 «Буревестник». Слева направо: С. Гольденштейн, П. Жуковский, С. Киселёв, А. Пантелеев, И. Былич, ..?, С. Шнайдман, М. Фуксман, И. Подлесный, П. Маевский, Н. Макарчук (капитан команды).

А в чемпионате Молдавии команда АТП-2 выступала во второй группе и сыграла выше всяких похвал. На первом этапе первенства футболисты автопарка выиграли один из зональных турниров (всего их было четыре), показав блестящий результат: 12 игр, +10=0-2, мячи – 39:8. Затем, уже на заключительной стадии чемпионата, проведенной в Бельцах, футболисты АТП-2 вначале выиграли полуфинальную подгруппу: 4 игры, +4=0-0, мячи – 10:3, а затем и финальный раунд чемпионата МССР, обеспечив выход в высший эшелон республиканского футбола.

М

ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД

 1

 2

 3

 4

В Н П

Мячи

О

1.

«Буревестник» (Бельцы)

 

2:0

3:1

7:0

3 0 0

 12:1

6

2.

Команда пос. Леово

0:2

 

8:0

6:0

2 0 1

 14:2

4

3.

Колхоз «Бируинца» (Кожушна)

1:3

0:8

 

1:1

0 1 2

 2:12

1

4.

Сельхозтехникум (Кукурузены)

0:7

0:6

1:1

 

0 1 2

 1:14

1

В этом же году бельцкий «Буревестник» встретился со своими одноклубниками – командой класса «А» из столицы – и крупно уступил им со счётом 0:10, а затем ряд игроков команды (П. Маевский, Л. Вайсман, В. Фролов, М. Молодецкий, Ю. Пономарёв) приняли участие в первом международном матче, проведенным в Бельцах, защищая честь сборной города против гостей из румынского города Яссы (бельчане проиграли – 1:4).

А вот в следующем сезоне железнодорожники взяли реванш за неудачи 1957 года. Команда АТП-2 по традиции хорошо начала сезон, выиграв весенний Кубок города: были обыграны футболисты «Локомотива» – 2:0, а в финале розыгрыша игроки «Пищевика» – 4:1 (по два мяча забили Ю. Пономарей и П. Угринский).

И ещё один успех пришёл поздней осенью, когда автомобилисты в финале осеннего Кубка переиграли команду стройтреста со счётом 3:1. В остальных городских турнирах первенствовали железнодорожники: победа в Кубке города и розыгрыше Кубка Городского Комитета по физкультуре и спорту (в финалах этих соревнований футболисты АТП-2 уступили соответственно 1:2 и 0:3). Чемпионами города также стал «Локомотив», дважды обыгравший команду «Молдова» (так именовался футбольный коллектив АТП-2 в этом году) – 2:0 и 3:0. Автомобилисты заняли второе место в городском первенстве.

В чемпионате МССР 1958 года, играя во второй подгруппе главного турнира (всего было три подгруппы по 6 команд), команда АТП-2 заняла 4-е место и не пробилась в финальный раунд чемпионата. Для сравнения, «Локомотив» сумел выйти в финальный этап первенства и в итоге финишировал на третьем месте, став бронзовым призёром чемпионата республики. Правда, автомобилисты на республиканском уровне всё же добились определённого успеха. Выиграв городское первенство ДСО «Молдова», бельчане в чемпионате Республиканского Совета общества заняли второе место (в финале они проиграли команде тираспольского консервного завода «1 Мая» со счётом 0:4).

В спортивном сезоне 1959 года вновь доминировали футболисты локомотивного депо. На их счету победа в зимнем Кубка города и турнире на приз открытия спортивного сезона (в этих турнирах команда АТП-2 дважды уступила в финалах – 1:5 и 0:1). Финал Кубка города также остался за «Локомотивом», но тут матч растянулся на два дня: 29 марта команды сыграли вничью – 1:1, и лишь на следующий день, в переигровке, железнодорожники дожали автомобилистов – 3:1.

Команда автопарка в этом сезоне праздновала успех лишь там, где не участвовали представители железнодорожного узла. Она была лучшей в Спартакиадном городском турнире и Кубке Горсовета ДСО «Молдова», который разыгрывался в День физкультурника (дважды была обыграна команда ремзавода – 4:2 и 1:0, причём в последнем турнире победу принёс точный удар Жана Былича на последней (!) минуте).

Второй сезон подряд команда автопарка была лучшей и в чемпионате Горсовета ДСО «Молдова». Справедливости ради следует отметить, что футболисты ремонтного завода также дважды смогли переиграть команду АТП-2: в финале мартовского розыгрыша Кубка открытия сезона – 2:0, а затем в полуфинале осеннего Кубка городского стадиона с тем же счётом (этот турнир также выиграли ремонтники).

Что же касается первенства МССР, то в нем бельчане выступили ниже своих возможностей: автомобилисты финишировали лишь на 12-й позиции, да и железнодорожники заняли 7-е место, что было шагом назад по сравнению с прошлым годом.

Футбольный сезон 1960 года в городе начался отборочным турниром к чемпионату МССР. Сильнейшие пять команд Бельц боролись за две путёвки для участия в первом этапе республиканского первенства, который с этого сезона стал проводиться по многоступенчатой схеме. Эти две путёвки завоевали «Локомотив» и команда стройтреста. Футболисты автопарка заняли лишь 4-е место.

Участники чемпионата МССР практически не участвовали в городских турнирах, поэтому спортсмены АТП-2 вышли на первые роли в городе. Они во второй раз в своей истории стали чемпионами города, а также вышли победителями в розыгрыше Кубка города, обыграв в финале коллектив стройтреста – 3:0. Правда, в Кубке МССР футболисты автопарка в первом же раунде выбыли из розыгрыша, проиграв окницкому «Локомотиву» – 1:2 (некоторые источники указали счёт 2:3).

Что же касается чемпионата Горсовета ДСО «Молдова», то после двух победных сезонов команда заняла лишь второе место, уступив первенство футболистам завода им. Ленина. Уступили спортсмены второго автопарка и в финале осеннего Кубка, проиграв решающий матч осеннего турнира коллегам АТБ-9 со счётом 1:2. Новую команду автобазы №9 также создавал Юрий Пономарёв, перешедший на работу в новое автотранспортное предприятие города.

За футбольный коллектив АТП-2 в этом сезоне выступали: В. Овсейчик, М. Гнатюк, И. Мельник, Ж. Былич, В. Данилов, Б. Смирнов, Л. Вайсман, А. Горохов, Ю. Гримберг, М. Криган, С. Киселёв, И. Подлесный, Е. Петрушин, М. Молодецкий.

Команда АТП-2 – чемпионы города 1960 года.

Новый футбольный сезон 1961 года для команды АТП-2 был неудачным. В кубковых турнирах футболисты автопарка выбывали из розыгрышей задолго до их финала, порой даже в первых раундах. Так было в зимнем Кубке города (проигрыш «Локомотиву»), в блиц-турнире открытия нового сезона (поражение от команды завода им. Ленина – 0:3), в осеннем Кубке города (проигрыш меховщикам). Лишь в Кубке города коллектив АТП-2 дошел до полуфинальной стадии розыгрыша, где лишь в переигровке уступив футболистам завода им. Ленина – 1:1, 1:4.

Чемпионат города спортсмены автопарка завершили на третьем месте (выше оказались «Локомотив» и команда мехового комбината). И лишь в чемпионате ДСО «Молдова» автомобилисты выступили достойно. В финале чемпионата Горсовета общества они уступили спортсменам завода им. Ленина – 1:3, однако в решающем матче республиканского чемпионата ДСО «Молдова», где встретились вновь эти два бельцких футбольных коллектива, автомобилисты взяли убедительный реванш – 3:0.

Футбольный сезон 1962 года оказался последним в шестилетней истории футбольной команды АТП-2. Проиграв в четвертьфинале весеннего Кубка города армейской команде «Звезда» со счётом 1:6, команда автопарка затем после первого круга снялась с чемпионата города. На момент снятия у команды после пяти проведенных игр в активе было четыре поражения и всего одна победа над футболистами завода им. Ленина – 4:2. Так закончилась короткая, но интересная и насыщенная история первого футбольного коллектива автотранспортного предприятия в городе.

В следующей главе мы продолжим рассказ о других командах автомобильных предприятий города.

Подготовил: Владимир ХУРС

Комментариев нет:

Отправить комментарий