воскресенье, 3 июля 2016 г.

БЕЛЬЦКИЕ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ»
27 июня 2016 года на 69-м году жизни скончался почётный президент футбольного клуба «Локомотив» (Бельцы) Константин Фёдорович Жуков. Начиная с 1972 года он долгие годы выступал за «железнодорожников» на позиции левого крайнего нападающего. Но заслуженный авторитет спортивной общественности Бельц К.Ф. Жуков завоевал, являясь многолетним президентом «Локомотива» и одним из главных организаторов сборных команд ветеранов «железнодорожников» и города. Сегодняшний пост об истории команды, которой руководил Константин Фёдорович.
Визитная карточка
«ЛОКОМОТИВ» (БЕЛЬЦЫ)
Команда основана 10 июля 1940 г.
Цвета: красные.
Прозвище: «железнодорожники».
Стадион: «Локомотив» (1.500 зрителей).
Второй призёр чемпионатов Молдавской ССР (1): 1961 г.
Третий призёр чемпионатов МССР (2): 1958, 1970 гг.
Финалист Кубка МССР (1): 1964 г.
Победитель Зимнего Кубка МССР (1): 1959 г.
Многократный чемпион и обладатель Кубка Молдавской железной дороги.
Три раза участвовал в первенстве СССР среди железнодорожников.
С 1994 по 2014 гг. участник чемпионата и Кубка Молдовы.
В 202 матчах дивизиона «А» +88=41–73, мячи – 342:336.
Чемпион дивизиона «А» (1): 2010/11 гг.
В 292 матчах дивизиона «Б» +103=40–149, мячи – 429:617.
Чемпион дивизиона «Б» (1): 2006/07 гг.
В 36 матчах на Кубок Молдовы +17=2–17, мячи 60:60.
Высшее достижение в Кубке Молдовы: выход в 1/4 финала (1995/96 гг.).
Самые крупные победы в Кубке Молдовы: 8:1 («Агро-2» Кишинёв – 1995/96 гг.) и 7:0 (ФК «Флорешты» – 2006/07 гг.).
Самое крупное поражения в Кубке Молдовы: 0:10 («Шериф» Тирасполь – 2011/12 гг.).
Известные игроки: Б. Мина, Н. Пацелов, В. Чумак, А. Басистый, В. Сиденко, А. Самсонов, В. Рипневский, М. Шевчишин, В. Олянский, О. Черней, Г. Овсянников, Н. Орловский, В. Дынту, А. Граб, И. Купцов, Д. Ясногор, Ю. Черных, Д. Шинкарюк.
Известные тренеры: Н. Пацелов, Ю. Пересторонин, В. Горбач, В. Бадиу, Ю. Чуркин, Л. Попеску, А. Патраман.

Биография футбольной команды бельцкого «Локомотива» началась 10 июля 1940 года. Её основателем является паровозный кочегар Борис Мина. История сохранила имена первых футболистов «железнодорожников»: Фёдор Бухтияров, Василий Грицук, Виктор Кононченко, Анатолий Мардарасевич, Иван Маринеску, Григорий Матушевский, Борис Мина, Гарик Олицук, Михаил Руссу, Игорь Толмач, Владимир Чумак. Все они были рабочими бельцких предприятий, в основном работниками паровозного или вагонного депо. Как вспоминал впоследствии Борис Мина: «Накидаешься за смену угля, уже с ног валишься от усталости. А придёшь вечером на стадион, ударишь по мячу – всё как рукой снимает: опять бодр, переполнен молодых сил».
Легенды бельцкого «Локомотива» (слева направо): Б. Мина (основатель команды), Н. Пацелов (играющий тренер и капитан возрождённой команды 1946 года), В. Чумак (футболист, выступавший за «железнодорожников» более 20 лет с 40-х до начала 60-х).
Через год после окончания Второй мировой войны команда была возрождена (таким образом, в этом году исполняется 70 лет со дня восстановления бельцкого «Локомотива»). Играющим тренером и капитаном команды стал будущий машинист-инструктор локомотивных бригад Николай Пацелов. Выступая на позиции центрального нападающего, он прошёл футбольную школу бакинского «Нефтяника». Кроме него в состав команды вошли: Александр Басистый, Владимир Горбач (вратарь), Василий Грицук, Василий Заколдаев, Иван Маринеску, Григорий Матушевский, Борис Мина, Василий Панчев, Михаил Руссу, Евгений Рязанов, Анатолий Савчук, Владимир Чумак.
«Локомотив» 1946 года (слева направо): В. Панчев, В. Заколдаев, А. Савчук, И. Маринеску, Е. Рязанов, В. Грицук, М. Руссу, А. Басистый, Г. Матушевский, Б. Мина, В. Горбач, Н. Пацелов.
В тот же период времени в микрорайоне Слободзея началось строительство стадиона «железнодорожников». Он был возведён методом народной стройки. А главным организатором был Пётр Горбач – чемпион Бессарабии по греко-римской борьбе и ученик легендарного Ивана Михайловича Заикина. В строительстве стадиона «Локомотив» приняли участие многие работники предприятий Бельцкого железнодорожного узла и члены их семей. Со временем стадион и территория вокруг него стали ещё и зоной отдыха, куда множество людей приходят для занятия спортом. Ежегодно в первое воскресенье августа здесь проходят торжества по случаю «Дня железнодорожника», которые обычно собирают по несколько тысяч человек. Неизменным атрибутом праздника является футбольный матч между командами ветеранов «Локомотива» и сборной города.
На республиканскую арену коллектив бельцких «железнодорожников» вышел в середине 1950-х, а первого большого успеха добился в 1958.
За год до этого «Локомотив» оказался рядом с призовой тройкой. Как писал гостренер Республиканского комитета по физкультуре и спорту К. Побегайло: «По сравнению с 1956 годом бельцкий «Локомотив» заметно усилился, о чём свидетельствует четвёртое место в турнирной таблице. Этим команда в немалой степени обязана своему тренеру тов. Ю. Пересторонину». (Более подробно о сезоне 1957 года можно прочитать здесь: https://andron-prodan.blogspot.md/2017/10/1957.html?spref=fb и здесь: https://andron-prodan.blogspot.md/2017/10/1957_27.html?spref=fb).
Чемпионат МССР-1958 проходил по многоступенчатой системе (всё о сезоне 1958 года в Молдавской СССР можно прочитать здесь: https://andron-prodan.blogspot.md/2018/02/60.html?spref=fb). На первом этапе участвовало 448 команд, которые разыгрывали первенства городов и районов. На втором этапе 18 лучших команд были разбиты на три подгруппы, по две лучшие из которых попадали в финальный турнир. Бельцкий «Локомотив» выступая в первой подгруппе, уверенно занял второе место из шести, набрав 14 очков. Уступив первое место кишинёвским одноклубникам бельчане на 5 очков (тогда за победу начислялось 2 очка) опередили команду фабрики С. Лазо (Кишинёв) и «Колхозникул» из Чадыр-Лунги.
В борьбе за чемпионские медали «Локомотив» обошёл три столичные команды РФШ, «Локомотив» и «Динамо», но уступил первые два места бендерскому «Буревестнику» и коллективу Тираспольского консервного завода им. П. Ткаченко. В пяти проведённых матчах бельчане выиграли один, трижды сыграли вничью и однажды проиграли. Разница мячей – 10:9. Состав команды: Топчий, В. Горбач (вратари), К. Басистый, Савва, Бауков, Савчук (был признан лучшим левым защитником чемпионата), А. Басистый, Ананьев, Пирожков, Е. Горбач, Чуркин, Ульмада, Цейлер. Тренер – В. Горбач.
Начало сезона 1959 года для бельцких «железнодорожников» ознаменовалось победой в престижном Зимнем кубке МССР. В финале они переиграли команду Тираспольского консервного завода им. П. Ткаченко со счётом 2:1.
Ещё большего успеха «Локомотив» добился в чемпионате Молдавии 1961 года. XVII-й розыгрыш также проходил по многоступенчатой системе, но в финальную пульку попадали только четыре лучшие команды республики.
Бельчане уверено заняли первое место в Северной зоне и вместе с представителями Фалешт получили право играть в финальной части. В турнире четырёх лучшими оказались представители Кишинёвского сельскохозяйственного института, одержавшие победы во всех матчах. За серебряные медали боролись «Локомотив» и «Строитель» (Дубоссары). Вот что написал об этом противостоянии в газете «Советская Молдавия» от 19 ноября 1961 года судья первой категории М. Аверун: «…Интересно распределились последующие два места. Случилось так, что футболисты бельцкого «Локомотива» и Дубоссар набрали по три очка при равном соотношении пропущенных и забитых мячей. Было принято решение дать командам пробить по пять одиннадцатиметровых штрафных ударов. Более точными оказались бельчане. Они реализовали три мяча, а дубоссарцы на один меньше. Таким образом, бельцкий «Локомотив» занял второе место».
Стоит заметить, что в то время практика определения лучшего посредством одиннадцатиметровых ещё не была введена (даже в полуфинале чемпионата Европы 1968 года между Италией и СССР для определения лучшей команды был использован жребий). Так что, возможно, эта процедура впервые была применена в Молдавии…
Довольно успешно выступал «Локомотив» и в Кубке республики. В частности, в 1964 году бельцкие «железнодорожники» дошли до финала, где в упорной борьбе уступили со счётом 1:2 лидеру тех лет тираспольскому «Темпу». Начальником той команды был старший инженер локомотивного депо Пётр Паламарчук, а тренером преподаватель физвоспитания железнодорожной средней школы № 5 Владимир Бадиу.
Бельцкий «Локомотив» – бронзовый призёр чемпионата МССР 1970 года. Верхний ряд (слева направо): В. Мудрик, М. Гнатюк, Л. Савчук, А. Бакланов, В. Сиденко, М. Шевчишин, Л. Панченко, Ю. Чуркин. Нижний ряд: Н. Шевчук, В. Рипневский, В. Олянский, А. Самсонов, Е. Дубровин, А. Ананьев, А. Кристя.
В 1970 году «Локомотив» в третий (и последний) раз взошёл на пьедестал почёта чемпионата МССР. Бельчане вновь завоевали «бронзу», пропустив вперёд только кишинёвский «Политехник» и бендерский «Пищевик». В том сезоне тренер Юрий Герасимович Чуркин выпускал на поле следующих футболистов: Александр Ананьев, Анатолий Бакланов, Михаил Гнатюк, Евгений Дубровин, Анатолий Кристя, Виктор Мудрик, Владимир Олянский, Леонид Панченко, Вадим Рипневский, Леонид Савчук, Анатолий Самсонов, Валерий Сиденко (вратарь), Мирчя Шевчишин, Николай Шевчук.
Вообще 70-е для «Локомотива» были годами взлётов и падений. Судите сами: в 1971 г. занял последнее место в первой группе; в 1972 г. уверенно занял первое место во второй группе и вернулся в элитный дивизион; в 1973 г. занял высокое 5-е место в первой группе (команда выступала в следующем составе: Н. Берёзов, В. Верховецкий, М. Гнатюк, А. Комаровский, А. Кристя, К. Майоров, А. Панченко. И. Пинкас, Л. Савчук, А. Самсонов (играющий тренер), В. Четя, В. Шевченко (вратарь), Н. Шевчук); с 1974 по 1976 год занимал места в нижней части турнирной таблицы; в 1977 завершил чемпионат на последнем месте и выбыл во вторую группу; в 1978 был снят с розыгрыша за неявки…
В «Локомотиве» всегда выступали яркие футболисты. В 1954 году, когда Молдавская секция футбола начала утверждать список «33 лучших» по итогам сезона, в него вошли два представителя бельцких «железнодорожников»: под третьим номеров левый защитник А. Басистый и под вторым номером правый полусредний нападающий В. Проценко.
Воспитанник «Локомотива» Анатолий Самсонов выступал на всесоюзных соревнованиях в составе юношеской сборной Молдавии. Играл за одесский СКА, кишинёвское «Динамо», бельцкие «Пищевик» и «Строитель».
Яркие личности «Локомотива» (слева направо): А. Самсонов, В. Сиденко, К. Жуков.
Валерий Сиденко, работая токарем в локомотивном депо, защищал ворота «Локомотива» с которым в 17-летнем возрасте выиграл бронзовые медали чемпионата МССР. В составе команды Болградской дивизии стал вторым призёром Одесского военного округа. Также выступал за бельцкие клубы «Автомобилист» и «Пищевик». Из-за травмы завершил карьеру футболиста в 27 лет.
С 1977 года начал судить игры первенства МССР. Затем обслуживал матчи I-й и II-й лиги чемпионатов СССР. Стал судьёй республиканской категории. С 1986 по 2007 год возглавлял бельцкую коллегию футбольных судей. Был заместителем председателя судейской коллегии Федерации футбола Молдовы (ФФМ). Подготовил таких судей, как Фёдор Чепой, Андрей Яковлев, Виктор Жосан, Юрий Главан, Вячеслав Берко, Сергей Трофан, а также своего сына Геннадия. Впоследствии все они стали арбитрами ФИФА.
В 2008 году В. Сиденко стал лауреатом ФФМ в номинации «Джентльмен года» (работая таксистом в Бельцах, вернул 15.000 евро забывчивым пассажирам, которые возвратились с заработков из Москвы, и отказался от 500 евро вознаграждения).
28 апреля 2013 года после продолжительной болезни Валерий Васильевич ушёл из жизни. В память о нём Бельцкая коллегия футбольных арбитров и городская Ассоциация футбола ежегодно проводит матч ветеранов.
2 августа 2014. По случаю «Дня железнодорожника» на стадионе «Локомотив» прошли традиционные торжества и товарищеский матч команд ветеранов ФК «Локомотив» и сборной города Бельцы, посвящённые 68-летию одноимённой команды. Фото В. Рябого.
В чемпионате независимой Молдовы бельцкий «Локомотив» дебютировал только в четвёртом розыгрыше (1994/95 гг.). В течение 13 сезонов команда играла с переменным успехом в дивизионе «Б». Выступая в третьем по силе эшелоне «железнодорожники» совершили маленькое чудо в сезоне 1995/96, когда дошли до четвертьфинала Кубка Молдовы. На этой стадии розыгрыша они проиграли старшим по рангу «Спуманте» (Криково) – 1:2 (дома) и 0:6 (в гостях).
В 2007 году «Локомотив» занял первое место в Северной зоне дивизиона «Б», добившись права играть во второй по статусу лиге Молдовы. Наивысшей точки в своём выступлении «железнодорожники» добились в сезоне 2010/11, когда стали чемпионами дивизиона «А» (28 матчей, +17=8–3, мячи – 59:23, очки – 59). Состав команды: В. Андриеш, В. Берко, А. Гончаров, А. Граб, Г. Демчук, В. Дынту, И. Истратий, В. Кептенарь, К. Кобылаш, И. Купцов, Д. Маняков, Д. Музычук, С. Орлов, Д. Паскару, И. Паскарь, А. Романдаш, А. Скалецкий, В. Тофан, Н. Чемский, Ю. Черных, Д. Шинкарюк, Д. Ясногор. Любопытно, что по ходу сезона командой руководили три тренера – Лилиан Попеску, Владимир Генайтис и Александр Патраман.
Дальнейшая судьба команды печальна и, к сожалению, типична для многих молдавских клубов. Из-за недостатка финансовых средств «Локомотив» отказался от участия в высшем дивизионе молдавского футбола. Ещё три года «промучился» в дивизионе «А», после чего прекратил своё существование (в последнем сезоне выступая под вывеской «Олимпия-2 Локомотив»).
В 2012-2014 гг. обязанности президента клуба «Локомотив» исполнял… нападающий команды Иван Купцов.
Год назад, отвечая на вопрос корреспондента газеты «СП» Сергея Сычёва есть ли предпосылки к тому, что в ближайшем будущем «Локомотив» вновь возродится и продолжит свои выступления в чемпионате страны Константин Жуков ответил: «Мы живём этой мыслью и не теряем надежду. На сегодняшний день две команды U-16 и U-18 играют в юношеском первенстве Молдовы, тем самым представляя бренд «Локомотив». Но нам нужна и взрослая команда, которая бы выступала в дивизионе «Б» или «А». Надеюсь, что к следующему году, когда «Локомотиву» исполнится 70 лет, мы сможем что-то придумать, чтобы эта команда появилась».
После смерти Константина Фёдоровича в это верится с трудом, но кто знает, может и для бельцкого «Локомотива» наступят лучшие времена. Будем надеяться…
Андрей ПРОДАН

Комментариев нет:

Отправить комментарий