четверг, 23 ноября 2023 г.

ВСПОМИНАЯ МИХАИЛА ПАВЛОВИЧА СЕРГЕЕВА…

Автор: Иван КАПСАМУН

В середине мая прошлого, 2022 года, наладилась связь с Заслуженным тренером Молдавии по настольному теннису Иосифом Московичем (подробности здесь: https://andron-prodan.blogspot.com/2023/11/1996.html), ныне живущем в США. Как-то, в беседах с нашим известным специалистом речь зашла о тренере Михаиле Павловиче Сергееве, подготовившем немало достаточно сильных мастеров настольного тенниса. И, желая помочь, Иосиф Семенович прислал свои воспоминания. Добавил, «если что-то тебя заинтересует, позвони, я всегда готов тебе помочь». Посоветовал также обратиться к бывшим воспитанникам Сергеева – Рафику Цельнику и Михаилу Беккеру: «Они могут рассказать гораздо больше». Позже к работе подключились и другие известные молдавские теннисисты, также занимавшиеся у Сергеева.

Михаил Павлович Сергеев (23 января 1905 – 30 марта 1987).

Иосиф Семенович МОСКОВИЧ:

«Михаил Павлович Сергеев – общественный деятель в мире настольного тенниса Молдовы. Будучи главным бухгалтером республиканского стадиона – открыл зал настольного тенниса под северной трибуной. Этот зал был единственным специализированным в Кишиневе, откуда вышли много чемпионов и призеров Молдовы. Здесь начинал и я (тренировал до 1971 года). Михаил Павлович – судья всесоюзной категории. Воспитал большую группу спортсменов, выступавших за сборные команды МССР. И все это время – на общественных началах.

Привожу список его наиболее успешных спортсменов: Владимир Чоклин, входил с юношескую сборную МССР, призер первенства МССР. Михаил Полканов – призер первенства МССР. Владимир Полканов – призер паралимпийских игр. Тамара (Тома) Толмацкая – призер первенства МССР. Нина Полканова – победитель первенства МССР среди девушек, призер первенства ЦС «Трудовые резервы». Николай Саминский – призер первенства МССР среди юношей. На протяжении 60-х и 70-х годов Михаил Павлович Сергеев был председателем тренерского совета федерации настольного тенниса МССР. Очень большую роль сыграл в моей судьбе как тренера и человека».

1958 год. Перед чемпионатом Молдавии. В первом ряду 4-й слева Михаил Сергеев (в очках). В центре стоит Григорий Гринберг.

Михаил БЕККЕР:

«Михаил Павлович Сергеев – мой тренер по настольному теннису. Михаил Павлович работал старшим бухгалтером на Республиканском стадионе. Это был очень спокойный и культурный человек. Я никогда не слышал, чтоб на тренировках он повышал голос. На Республиканском стадионе под Северными трибунами были построены небольшие залы. В одном из них тренировались мы. Я вспоминаю, что у него была такая привычка, если кто-то шутил, он поднимал две руки вверх и скрещивал их. Это означало – «Прекратить!» Он был настоящим педагогом.

Посещал своих воспитанников на дому, посещал школы, в которых мы учились, беседовал с классным руководителем. Но все это делалось в тактичной форме. Не помню, чтоб кто-то из нас был в обиде на него с его школьных посещений.

Что еще было интересного: на каждого спортсмена у него было отведено пару глав. В них были данные спортсмена ф.и.о., год рождения, когда поступил в секцию. В них были также записаны победы и поражения игрока. Помню, он нас собрал в конце тренировки, достал свой талмуд, посмотрел на нас поверх своих очков и сказал: «В этом месяце лучшим был Коля Саминский». А потом с разных сторон сыпались вопросы – а сколько у меня побед, а сколько у меня поражений? Он, улыбаясь, отвечал каждому. Все это делалось в спокойной и тактичной форме, ведь были и очень слабые игрока. Он их подбадривал, приводя примеры из своей жизни.

В нашей группе была плеяда хороших спортсменов: Вова Чоклин, Иза Бернат, Гриша Розенберг, Моня Бурак. У меня сохранилось фото: Внизу слева-направо Тамара Толмацкая, вторую девушку я не помню. Вверху слева-направо: Рафик Цельник, Николай Саминский, Михаил Беккер, Владик Флиман.

В заключении хочу сказать, что мне повезло тренироваться у Михаила Павловича. Верьте мне. Я его очень часто вспоминаю, будучи тренером своих спортсменов».

 

Тамара ТОЛМАЦКАЯ:

«Я встретила первого тренера по настольному теннису Михаила Павловича Сергеева в 14 школе, куда он приходил отбирать детей для занятий настольным теннисом. Это было в 1966 году. Я была в те годы шустрой и несерьезной девчонкой. Благодаря Михаилу Павловичу, который привлек меня в группу настольного тенниса, благодаря его вниманию и терпению ко мне, я очень полюбила этот вид спорта. Первые тренировки Михаил Павлович проводил в 14 школе. Это был человек, у которого хватало терпения на всех. Никогда не слышала, чтобы он повышал на кого-то голос. Он был тренер, учитель и наш наставник. Играла я в сборной Молдавии долго. Каждый год у нас были сборы по 2-3 месяца в Риге. Прекрасное было время. Если есть возможность найти место, где Михаил Павлович захоронен, то я с удовольствием участвовала бы в реставрации его памятника».

 

Алексей ТИТОВ:

«Я начал заниматься у Михаила Павловича в 1978 году в спорткомплексе «Трудовые резервы». К тому времени у него было уже много известных теннисистов. Такие как Михаил Беккер, братья Михаил и Владимир Полкановы, Сергей Болдырев. Также были и молодые игроки – В. Павлов, П. Павлов, Нина Полканова, Виктор Дойчев. Я пришел с Николаем Бебиком и С. Жидко. Все столы были заняты и на каждом тренировались по четыре человека. К каждому игроку он находил свой подход. Всегда был выдержанным и никогда не повышал голоса.

Часто приглашал к себе домой, много рассказывал о себе и своей жизни. На тот момент ему было 70 лет. Рассказывал нам, как зарождался настольный теннис. Сам он был легкоатлетом. Рассказывал, что в послевоенное время они наклеивали наждачную бумагу вместо накладок на деревяшку. После долгих игр мячи отшлифовывались до блеска. У него была большая коллекция мячей, начиная от самых первых, имеющих форму куба со скошенными углами и заканчивая современными мячами разных фирм. К сожалению, эта коллекция во время его болезни куда-то исчезла. Михаил Павлович любил парные игры и так как он был уже в возрасте, брал одного из сильных учеников к себе в пару.

Еще мне запомнилось, как он рассказывал, как во время войны он чуть не утонул, когда эвакуировались с кем-то на барже, так как он не умел плавать. Родился он 23 января 1905 года и был старше меня ровно на 60 лет. Я родился 23 января 1965 года. В 1980 году он перенес инсульт. Мы, периодически, продолжали его навещать. Так же хочу сказать, что он пользовался большим уважением, как от своих учеников, так и от других тренеров».

Михаил Сергеев со своими воспитанниками.

Виктор ДОЙЧЕВ:

«Со мной в классе учился парень, который тренировался у Михаила Павловича Сергеева. Мой одноклассник жил в частном секторе и у него дома был теннисный стол. Он мне предлагал зайти, и он меня научит играть в теннис. Я ходил к нему. Сначала он давал мне 20 очков форы, потом 18, потом 15 и всегда выигрывал у меня. Потом, говорит, хочешь я поговорю с тренером Сергеевым, чтобы он взял тебя в группу, и ты тоже будешь тренироваться у нас. Но, говорит, сначала я поговорю с тренером, а потом скажу тебе. Так я попал к Сергееву.

Нам, новичкам, Сергеев сразу сказал, тренируйтесь два месяца, а потом мы сделаем соревнования. Кто займет первые места, тех я возьму в секцию. А кто не попадет в секцию, чтобы вы не обижались, так как столов мало. Я занял первое место и меня приняли. Начал тренироваться в 1966 году. В группе были ребята, которые уже занимались 2 и 3 года. Среди них были братья Полкановы – Михаил и Владимир и другие сильные игроки. Начав тренироваться, уже через год, играя на 0:0, стал выигрывать у своего одноклассника Саши. Он тренировался нерегулярно и я его быстро догнал. Вскоре его отчислили, так как и другие новички стали у него выигрывать.

Я тренировался четыре года, с 1966 по 1969 год. Дорос до уровня кандидата в мастера спорта. У Владимира Полканова я никогда не выигрывал. Один раз сумел выиграть у Михаила Полканова.

Мой тренер, Михаил Павлович Сергеев, не был сильным игроком. В основном он показывал нам, как правильно делать движения и рассказывал о тактике ведения игры».

Михаил Павлович Сергеев с воспитанником Владимиром Полкановым.

Нина ПОЛКАНОВА:

Первое, что сказала Нина, откликнувшись на просьбу поделиться своими воспоминаниями о Михаиле Павловиче Сергееве – «это был друг нашей семьи». Далее Нина Полканова рассказывает:

«Мне выпала большая честь написать некоторые воспоминания из моего далекого детства и юношества. Речь пойдет о моем первом тренере по настольному теннису, о моем наставнике Михаиле Павловиче Сергееве. Да, вы не ослышались, в первую очередь – о наставнике! Сегодня стало очень популярно иметь наставника. Западные, а уже давно и граждане других стран СНГ пытаются найти своего наставника и все равно, в какой области жизни.

Михаил Павлович Сергеев родился 23 января 1905 года. Время, как видите, очень далекое и не все знают о той истории. Это был период первой русской революции. И только старшее поколение, изучая историю, помнит этот период.

Михаил Павлович родился в интеллигентной семье. Это был настолько интеллигентный человек, что находясь рядом с ним, многие могли себя неуютно чувствовать, так как не соответствовали его правильным манерам. Он никогда не позволял себе плохо отзываться о других людях. Он не употреблял плохих слов, не курил и не пил. Так случилось, что Михаил Павлович, еще, будучи молодым, остался без любимой и так и не сумел создать другую семью и иметь детей. Как оказалось, его ждало другое предназначение. Мои братья Михаил и Владимир были одними из первых его учеников. Я была самая младшая. Мое знакомство с этим человеком произошло в 39 школе Кишинева. В школе, где я когда-то училась. Помню, симпатичный мужчина вошел в спортзал на урок физкультуры.

Это был Михаил Павлович. Он отбирал ребят к себе в секцию. Надо отметить, что он набирал только мальчиков. Так как я была сестрой моих братьев, мне посчастливилось попасть в его группу. Я была не только единственной девочкой, но и самой маленькой. Я была во втором классе. Мои братья брали меня с собой в спортзал, где я скажем, просто смотрела на этих старших ребят, но иногда немного баловалась.

Михаил Павлович не был профессиональным тренером, но его ученики выполнили в дальнейшем звания кандидатов в мастера и мастера спорта. Он был тренером для начинающих ребят. Его заслуга в том, что под сводами республиканского стадиона сумел собрать несколько групп детей не из самых благополучных семей.

Никто не знает, что стало бы с этими ребятами, не попади они тогда к Михаилу Павловичу. Он не просто учил детей игре в настольный теннис, он проводил воспитательную работу. Он собирал детей у себя дома, разговаривал с ними, угощал чаем и всегда конфеты, зефир, пряники были на его столе. Он был как второй, а для кого-то первый отец.

Михаил Павлович часто ходил в школу, где учились его ребята. Говорил с учителями, а также ходил в семьи этих ребят. Он должен был знать, где и как живут его ученики. Был Михаил Павлович и не раз, и у нас дома. Был большим другом семьи и моим братьям. Мой папа вместе с ним ездили на родину к отцу в Вологодскую область. Когда старший из братьев Михаил был в армии, Михаил Павлович приезжал к нему в часть. Невозможно описать всего того, что делал этот неординарный человек для других. Он очень помогал ребятам из бедных семей.

Как мой тренер, Михаил Павлович никогда не повышал голос. Он всегда был рядом во время игры и в перерыве между партиями. Он поднимал свою шариковую ручку вверх, и это означало, что я должна была подойти к нему и выслушать его советы по тактике игры. Под его руководством я выиграла все юниорские чемпионаты Молдовы.

Запомнились разминки в спортзале. Каждый день сначала разминка, а затем тренировка у стола. Он тренировал меня много лет. В конце третьего, начале четвертого года, я попала в сборную Молдовы среди девочек и девушек, главным тренером которой был Заслуженный тренер Молдовы Иосиф Семенович Москович. Тогда было правило, писать кто твой тренер. И мне всегда приходилось писать Михаила Павловича. Хотя тренировки были уже в основном зале вместе с членами сборной и под руководством Иосифа Семеновича.

Я тренировалась каждый день. Тренировки проводились и с другими тренерами. Это было правило, и я не могла нарушать его, так как это было делом чести, и Михаил Павлович ревниво относился к этому моменту. Я не знаю, но сейчас, годы спустя понимаю, что первый тренер это как первый учитель в школе, который ведет тебя с 1 по 4 класс. Учит тебя писать и читать, а дальше ты учишься уже у других учителей. Но первый тренер и учитель остается на всю жизнь. Я благодарна Михаилу Павловичу за то, что он взял меня тогда в свою группу, за то, что интересовался моими успехами не только в спорте, но и в школе. Все эти навыки перешли ко мне и моим старшим братьям. Уже позже, мои братья Михаил и Владимир также занимались со своими учениками.

Я, как бывший тренер, могу сказать, что я не только тренировала своих ребят, но и ходила к ним домой. Собирались часто вместе. Отмечали дни рождения мои и моих ребят. Общались с родителями. Это было поистине прекрасное время. И какое счастье иметь своего наставника, благодаря которому ты стала не только спортсменом, но и хорошим человеком. Многие мои ученики звонят мне и сегодня с разных уголков мира. И это счастье! И эти навыки, которые привил Михаил Павлович, я сумела, как и мои братья, передать дальше. Уже давно нет Михаила Павловича. И так приятно, что бывший главный тренер Молдовы Иосиф Семенович Москович вспомнил о нем, а пишущий журналист поможет донести это до людей, которые помнят Михаила Павловича и его учеников. Большая просьба! Его могила давно устарела. Нет его родных и близких, он был один. Было бы неплохо, чтобы его бывшие ученики откликнулись и нашли меня, и мы организовали бы реставрацию памятника».

Слева направо: Владимир Полканов, Михаил Сергеев, Михаил Полканов.

Чуть позже Нина Полканова, которая очень добросовестно отнеслась к просьбе помочь собрать материалы, касающиеся Михаила Павловича Сергеева, прислала фотографии, которые она получила от брата Владимира. Фотографии Сергеева с Владимиром Полкановым, в армии с Михаилом Полкановым и фотографии Михаила Павловича с братом и сестрами. Спасибо вам, Нина за вашу помощь!

И еще один, очень важный момент. Когда свои воспоминания прислал Иосиф Семенович Москович, то через несколько дней он настоятельно попросил добавить к сказанному вот эти простые, но очень искренние слова: «Отметь, пожалуйста, в своем писании мою большую и добрую память о нем и благодарность!».

Комментариев нет:

Отправить комментарий