четверг, 11 мая 2023 г.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КОМАНДЫ: ДЮСШ ЛАЗОВСК (1969-1970 г.р.)

Автор: Олег ДРОСУ, тренер команды «Атлетико» (Бельцы) 

C самого начала появления на сайте FMF рубрики «Наши прекрасные воскресенья», я постоянно слежу за ней, за всеми материалами которые там публикуются и моё мнение, что журналист, который ведёт данную рубрику, на самом деле делает очень хорошее и большое дело.

Читая тот или иной материал, сам вспоминаешь моменты, связанные с командами, игроками этих коллективов. Тем более что во многих клубах есть футболисты, которых ты лично знал и был дружен. С некоторыми играл в одной команде, другие наоборот были соперниками, и читая такие истории сам с головой окунаешься в прошлое.

19 марта 2023 года, на сайте FMF в рубрике «Наши прекрасные воскресенья», была опубликована статья об истории «Динамо» Сынжерей (https://www.fmf.md/noutate/7050/frumoasele-noastre-duminici-dinamo-singerei), позже на блоге «Moldova Sport History» появилась статья «Сынжерейское «Динамо» – история с дополнением» (https://andron-prodan.blogspot.com/2023/04/blog-post.html), подготовленная очень уважаемым мной, большой души человеком и сильно влюбленного в футбол – Владимиром Хурсом.

Данный материал полностью подтверждает моё мнение о том, что «Наши прекрасные воскресенья» замечательная рубрика. Владимир Адольфович пишет: «Прочитав статью, я не мог удержаться от соблазна, чтобы немного подкорректировать, а ещё точнее, дополнить интересный рассказ об этом футбольном коллективе [«Динамо» Сынжерей]. Уверен, мой друг Олег не будет на меня за это в обиде». Что первая публикация, что вторая произвела небольшой ажиотаж. Статьи посредством электронных сетей были разосланы во многие страны мира: в Италию, Ирландию, Чехию, Россию, там, где живут непосредственные участники описанных в них событиях.

Владимир ХУРС – непревзойдённый знаток истории бельцкого и сынжерейского футбола.

Сказать что Владимир Адольфович Хурс любит футбол, так это ничего не сказать, он им живёт. Благодаря его стараниям, знаниям и желанию мы знаем много из истории становления молдавского футбола. Чего только стоят его книги об истории футбола Бельц и Сынжерей. Он всегда с большим уважением относился и относится к футболистам и всегда поддерживает их.

После публикации его статьи, мы с ним немного пообщались, он мне рассказал про некоторые детали зарождения его публикации, обсудили содержание наших статей, вспомнили моменты связанные с историей сынжерейского футбола, и с командами участвующими в чемпионате района.

Пользуясь случаем, хочу выразить большую благодарность Владимиру Адольфовичу за его интересное и содержательное дополнение, что напомнило мне о некоторых моментах, о которых я подзабыл, и я очень рад что у меня есть такие друзья.

Но вернемся к тому, о чем я собственно хотел написать. Так вот, пообщавшись с Владимиром Хурсом, и будучи под впечатлением от нахлынувшей на меня ностальгии по прошедшим временам и футбольной молодости, вместе с моим сыном стал пересматривать все мои фотографии связанные с футболом и наткнулся на одну из них – чёрно-белую, немного выцветшую, с ободранными краями, но которая очень мне дорога.

Команда ДЮСШ Лазовск (1969-1970 г.р.). Верхний ряд (слева направо): Михаил Голбан (директор школы), Игорь Рыбачёк, Олег Дросу, Василий Балан, Дмитрий Додул, Григорий Нестеров, Виктор Романчук, Вячеслав Маноилэ, Леонид Крикливый (тренер). Нижний ряд: Виталий Кетрарь, Вячеслав Твердохлеб, Сергей Лепота, Виталий Русика, Юрий Секарэ, Андрей Чебан, Виталий Драган.

На ней запечатлена моя команда детства, юности и как в той песне поётся «Команда молодости нашей, команда без которой нам не жить». Это коллектив ДЮСШ Лазовск, в которой я прошёл путь от 7 лет до совершеннолетия и это не забываемо. Команда ДЮСШ Лазовск возраста 1969-1970 года рождения. Кстати здесь надо уточнить, что ребята 1969 года рождения могли играть только те, которые были рождены после августа месяца.

ДЮСШ Лазовск возраста 1969-1970 года рождения была сформирована из учащихся средней школы № 2 посёлка Лазовск, где с нами поначалу работал Кирилл Тимофеевич Шушу, который за свою многолетнюю деятельность детского тренера воспитал очень много хороших игроков.

Позже к нам в команду влились ребята из Григоровки и Кишкарен, а тренером стал Леонид Трофимович Крикливый, которого к сожалению уже с нами нет .

Для нас примером была команда постарше нас, которая называлась «Стелуца». Она два раза в 1979 и 1980 гг. становилась победителем республиканских соревнований «Вратарь», в следствии чего была участником Всесоюзного первенства «Кожаный мяч» в Баку и Харькове.

Команда «Стелуца» (Лазовск) 1979 года – лучшая в республике (слева направо): Марчел Аморциту, Михаил В. Кукош, Дмитрий Криган, Валерий Ончану, Эмилиан Карас, Василий Чересэу, Иван Ончу, Михаил И. Кукош, Сергей Русика, Ион Балан, Михаил Маноилэ.

В то время это были очень престижные соревнования, стать его участниками мечтали многие ребята бывшего Советского Союза, поэтому мы и равнялись на наших старших товарищей, тем более что в нашей команде играли младшие братья «стелуцат», а именно: Вася Балан – младший брат Ивана Балана, Игорь Рыбачёк – младший брат Олега Рыбачка, Слава Монаилэ – младший брат Михаила Маноилэ, Виталик Русика – младший брат Сергея Русика, Игорь Кучерявый – младший брат Юрия Кучурявого, Павлик Жардан – младший брат Олега Жардана, Женел Карас – младший брат Эмилиана Караса, Сергей Лепота – младший брат Юрия Лепота. Нас так и называли «команда младших братьев», и мы старались от них не отставать. Два раза подряд останавливались в шаге от победы в первенстве «Вратарь», занимая вторые места в 1983 и 1984 гг.

Играя в чемпионате Республики, а также в различных соревнованиях, турнирах мы становились призёрами и победителями. У нас были принципиальные соперники, особенно упорными были игры с командой СДЮШОР Бельцы, с ребятами из которой вне поля были дружны, но на поле ни в чём им не уступали. За бельчан играли такие игроки, как Леонид Ткач – ныне тренер ФК «Бэлць», Владимир Дижовский, Сергей Секачев и другие.

Ну а с ДЮСШ Фалешты получались настоящие «дерби» двух соседних районов. Масло в огонь в наше противостояние подлил ещё и тот факт, что наши старшие ребята (1967-1968 г.р.) проиграли им в матче за первое место в турнире ДСО «Колхозникул» со счетом 1:2, на лазовском стадионе « Олимпиада-80».

В команде из Фалешт играли такие ребята, как Анатолий Стибельский, Дмитрий Писаренко, Анатолий Анточ, Игорь Хэрбэлэу. С первыми двумя, мне пришлось ещё и пересекаться в чемпионате Республики во время игр между «Авангардом» (Лазовск) и «Колосом» (Фалешты), а с двумя последними пришлось ещё очень долго противостоять во время различных турниров и спартакиад проводимых под эгидой МВД РМ спортивного общества «Динамо», а с Толей Анточем уже совместно отстаивать честь команды бельцкого «Динамо» на турнире проводимом в Бистрице (Румыния).

Очень сильно запомнилось наше участие в 1985 году во всесоюзном турнире приуроченному к проведению XII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве и проводимом в селе Кирютня (ныне – Кортен) Тараклийского района, в котором принимали участие местная команда, а также коллективы из Елгавы (Латвия), Пскова (Россия) и Комрата. Проиграв местной команде со счетом 1:2 мы заняли второе место, обыграв латвийцев (3:2), россиян (2:1) и сыграв вничью с комратчанами (3:3).

Рассматривая нашу фотографию я называл сыну фамилии и имена ребят и конечно не мог пройти мимо не рассказав про спасительные забеги назад нашего последнего центрального защитника Васи Балана, который включал спринтерскую скорость и догонял нападающего соперника, и отбирая в чистейшей силовой борьбе мяч.

Также не мог не рассказать про надёжную игру Гриши Нестерова, который был в 1986 году членом чемпионского состава лазовского «Авангарда», показывая при этом не по годам зрелую игру в обороне и на взрослом уровне.

А как было не рассказать про фирменные проходы по правому флангу Вани Морошану, после совершения которых он исполнял свои радиоуправляемые прострелы и подачи. Кстати, к слову сказать, автор этих строк забил много мячей именно после проходов Вани Морошану, и встречаясь с ним, частенько вспоминаем об этом.

Наверное, никогда невозможно забыть крейсерскую скорость, к сожалению уже ныне покойного Сергея Лепота, который просто оставлял не удел защитников, убегая от них в отрыв.

А как не вспомнить гибкость и эластичность, почти кошачьи движения и манеры нашего нападающего Виталия Русика, ведь не зря мы прозвали его «Мотан» (Кот). Он мог невероятным образом так сложиться, сгруппироваться и забить невероятный мяч, хотя при этом мог загубить стопроцентный момент. На эту тему у нас было немало шуток. Мне с ним ещё очень много времени посчастливилось вместе играть за лазовский «Автомобилист» и «Динамо», за бельцкое «Динамо». Это нападающий с большой буквы.

[Кстати, о прозвищах. Меня в команде называли «скрипачом». Дело в том, что родители отдали меня в музыкальную школу, класс скрипки. Но я хотел играть в футбол. Пользуясь тем, что время тренировок на стадионе 2-ой школы и занятий в музыкальной школе (которые находятся рядом) почти совпадали, я вместо скрипки клал в футляр кеды и спортивную форму и шёл на тренировку. И вот однажды мама мне говорит: «Олег, сыграй мне что-нибудь». Я сыграл, но кроме «Топ-топ» ничего не умел. Мама удивилась: «Не могу понять, вот ты ходишь в музыкальную школу, а кроме «Топ-топ» ничего не играешь». Я начал что-то придумывать, что у на сольфеджио, подготовка к концерту и преподаватели больше времени уделяют тем, кто участвует в концерте. Мама промолчала, а на второй день вечером, когда я вернулся с тренировки, она попросила открыть футляр для скрипки. Когда я открыл, то все увидели, что там форма и кеды. Я сразу подумал, что сейчас мне влетит по полной программе. Мама мне сказала, что была в музыкальной школе, где преподаватель утверждал, что не видел меня уже давно. Но родители меня не наказали («Не надо мучить ребёнка», – сказала мама), а наоборот начали поощрять мои занятия спортом. Кстати, когда мне было лет 6 я рассматривал семейный альбом и увидел фотографию 50-х – 60-х годов, где мой отец одет в спортивную форму и под мышкой держит футбольный мяч. На мой вопрос был ли он футболистом, отец ответил утвердительно. Тогда я ему сказал, что тоже стану футболистом и добьюсь бОльших успехов чем он. В принципе я сдержал слово, теперь очередь за моим сыном.]

Ну как было не вспомнить про неуступчивость и внешне хладнокровную манеру игры Славика Маноилэ, который обладал неповторим «замахом», от которого не один соперник падал на пятую точку.

А какой гол-красавец забил Славик Твердохлеб, метров 25-ти, почти от левой бровки, внешней стороной или как принято говорить «шведой», так закрутил в ближнюю «девятку» сняв «паутину», короче не берущийся мяч. Гол которому позавидуют и современные «крутые» нападающие, правда он немного ворота перепутал, они оказались наши. Тем самым открыл счёт в игре против Ниспорен. Тогда мы сыграли вничью – 2:2. Кстати, это был единственный матч в котором мы потеряли очки, на зональном турнире 30-й Спартакиады школьников МССР, осенью 1985 года проводимой в Лазовске, за право участвовать в финальной стадии весной 1986 года.

На том турнире мы обыграли всех соперников , включая и самых основных – СДЮШОР Бельцы, в последнем матче турнира со счетом 3:2 и эта победа позволила нам занять первое место и отобраться на финальный этап.

Вообще на том турнире мы обыграли ребят из Теленешт со счетом 4:1, Единцы 3:1, хотя игру с ними лёгкой не назовешь, очень сложно было с ними играть, Фалешты – 4:2, Котовск (ныне – Хынчешты – 2:0, но главная победа конечно была та о которой я говорил выше – над СДЮШОР Бельцы.

Финальный турнир проводился в Криулянах, где мы выступили достойно состязаясь со специализированными школами футбола Кишинёва, Тирасполя, Бендер, Бельц, а также командами из Криулян, Рыбницы, Дубэсар и Фалешт. Вот на этом турнире и была сделана фотография, с которой и началось моё повествование.

«Авангард» (Лазовск) – чемпион Молдавской ССР 1986 года. За эту команду выступали 6 игроков из районной ДЮСШ (1969-1970 г.р.): регулярно – центральный защитник (стоппер) Григорий Нестеров и центральный полузащитник Олег Дросу (на снимке третий справа в верхнем ряду), чаще выходили на замену – Виталий Русика, Вячеслав Маноилэ, Василий Балан и Игорь Рыбачёк.

Заканчивая свой небольшой экскурс в прошлое, хочу сказать, что та дружба, которая зародилась среди нас в команде она и сейчас есть, хотя многих наших ребят и разбросало по всему миру, но мы по возможности держим связь, а когда встречаемся то очень приятно и радостно увидеть своего товарища и всегда есть что вспомнить и о чём поговорить. И я не один раз повторяю своему сыну, что та дружба, которая зародилась в команде, то она на всю жизнь, где бы ты не находился.

В заключение хочу пожелать ребятам из ДЮСШ Лазовск крепкого здоровья, долгих лет жизни, а молодому поколению пожелать – играйте в футбол.

Комментариев нет:

Отправить комментарий