понедельник, 22 января 2024 г.

Звезды молдавского настольного тенниса

Ирина БАДИКОВА

Автор: Иван КАПСАМУН

Ее игрой восхищались не только любители настольного тенниса, но и специалисты этого вида спорта. Творческая сторона ее деятельности, ее искусство знакомо не только молдавскому слушателю. Неоднократная чемпионка республики по настольному теннису, не раз защищавшая ее честь на различных всесоюзных состязаниях, Ирина Бадикова по завершении спортивной карьеры активно занялась творческой деятельностью, достигнув на этом поприще таких же высот, как и в любимом, ею, настольном теннисе.

Досье

Ирина БАДИКОВА родилась 1 октября 1947 года в Спасске (Рязанская область). С 1963 года и до начала 1990 годов жила в Кишиневе. Закончила Молдавский госуниверситет. Первый тренер Иосиф Москович. Мастер спорта СССР. Призер чемпионатов Молдовы среди взрослых. В 1990-х годах вернулась в Спасск. Ирина Бадикова поэт. На ее стихи написаны песни «Во имя мира и любви» (композитор А. Теодорович), «Здравствуй, любовь» и «Живые ромашки» (композитор А. Сокирянский) и другие. Стихи Бадиковой посвящены родному краю, природе и его людям. Звание Почетный гражданин Спасского района присвоено решением Спасской районной Думы 29 апреля 1999 года за большой вклад в прославление Спасского края.

- Ирина, почему в детстве вы отдали предпочтение спорту, а не искусству, которому посвятил свою жизнь ваш отец – известный киноактер, режиссер и сценарист Михай Бадикяну?

- В детстве у меня были разнообразные увлечения. Училась в музыкальном училище. Любила выходить на сцену и читать стихи. Участвовала в театральных представлениях. Параллельно, естественно, не представляла своей жизни без спорта. Я родилась в Рязанской области, в небольшом городке Спасске. Как ни странно, любила играть в хоккей, ходить на лыжах, но остановилась на настольном теннисе.

Была самоучкой. Тем не менее, любовь к этому виду спорта и большое желание привели к первому успеху – я стала чемпионкой спасского района. Чуть позже была задействована в областном первенстве. На тех соревнованиях давала для областного радио первое в жизни интервью чемпиону области Виктору Святых. Потом я уже участвовала во всесоюзных соревнованиях. Моя мечта играть на высоком уровне не только сбылась, но даже и с избытком. Осенью 1963 года наша семья переехала в Молдову, в город Кишинев.

Иосиф Москович настраивает на победу Ирину Бадикову и Милу Перельмутер.

- Как дальше складывалась ваша спортивная судьба?

- В Молдове я начала серьезно заниматься любимым видом спорта. Первым тренером был известный специалист Иосиф Москович (https://andron-prodan.blogspot.com/2023/11/1996.html), увидевший во мне перспективную теннисистку. Москович уделял мне много внимания. Ему было со мной непросто, надо было заново ставить технику. Через месяц после переезда в молдавскую столицу, довелось участвовать в первенстве города. На этих городских состязаниях заняла четвертое место. Это был мой первый успех в Молдове. Меня считали открытием турнира. Все интересовались, откуда взялась эта девочка. Тогда я впервые встретилась с известной перовичкой (азиатская хватка ракетки) Галиной Сорокиной, которую, кстати, обыграла.

Многократные чемпионы Молдавской ССР Ирина Бадикова и Мила Перельмутер. 

Мастера спорта СССР Людмила Перельмутер и Ирина Бадикова.

Кто был вашим кумиром?

- Так как я жила в маленьком городке, то неудивительно, что мало кого из мастеров знала. И даже в Молдавии не успела никому подражать. Хотя, тут впечатляюще играли сестры Кессельбренер – Рая и Нора. У меня была своя школа игры. Была, как принято говорить, глухой защитницей. Теннисисток такого плана тут не было. Многим со мной было неудобно играть. Славилась упорством и волевым настроем. Кстати, спорт всегда мне помогал в жизни. Уже через год удалось стать чемпионкой республики, как по юниорам, так и среди взрослых.

Мастера спорта СССР Ирина Бадикова и Фред Крайзель.

- Для большинства теннисисток вы были неудобным, нежелательным соперником. А с кем из соперниц сложнее было играть вам?

- Действительно, для многих слыла неудобной теннисисткой, особенно, когда у меня шла игра. Вытягивала сложнейшие мячи, клала их на стол под самую сеточку. Когда такое чувство есть, то ты, как бы сливаешься вместе с ракеткой и мячом. До такой степени чувство единого было: мяч, ракетка, рука, и, конечно же, моя голова и душа. Тогда, в 60 годы, еще не было сильных топспинов, они появились чуть позже – к концу 60, началу 70 годов. Защитнику было проще играть. Был удар, был накат. Я стояла глухо, и меня очень трудно было пробить.

В первом ряду: Галина Сорокина и Ирина Бадикова. Во втором ряду в центре: Борис Педченко.

С появлением топспинов стало труднее защищаться, так как после этих атакующих ударов был непредсказуемый отскок мяча. Учитывая, что я была не разносторонняя теннисистка, мне с каждым соперником было трудно бороться. С Натальей Ремезовой (Кишинев), игравшей азиатской хваткой, у которой был непредсказуемый удар. Все об этом знали – это однозначно.

 

Слева направо: Наталья Ремезова, Ирина Бадикова, Лидия Гринберг.

Неудобной была другая кишиневка – Лидия Гринберг, с которой мы поочередно выигрывали чемпионаты республики. Она очень хорошо могла держать мяч. Могла стоять в защите, не в такой сильной, как я, например. Но она еще имела и выборочный удар. С ней все время надо было быть начеку. К тому же, Лида строго выполняла рекомендации своего отца и тренера Григория Гринберга, держала мяч до конца. Я никак не могла спровоцировать ее на удар. Как только удавалось ее спровоцировать (когда соперница уставала), мне уже было легче. Я ведь себя также сдерживала, как могла, ведь всегда был соблазн изменить тактике и необдуманно лезть в атаку.

Вообще, неудобными были все сильные теннисисты, кто мог тебя пробить. С другой стороны, чем сильней атакующий удар, тем легче было вытягивать красивые мячи, чувствовать себя хозяином мяча. Чем «дохлее» играл соперник, тем труднее защищаться. А эти все откидки – это все не мое.

На пьедестале почета.

- Кто в те годы входил в элиту женского настольного тенниса Молдовы?

- Когда я пришла, сильными были сестры КессельбренерЛина КузнецоваГеоргиева Людмила и Полина Гриншпун (все из Бендер), кишиневки – Лидия ГринбергТамара ТолмацкаяГаля СорокинаЯрославна КорзунНаталья Ремезова и Екатерина Савочка. Позже блистали столичные мастера Людмила Перельмутер, Татьяна СтолярВалентина и Галина ФераруНина Полканова и Елена Каталупенко. Хорошо выступала Елена Сергеева из Дубоссар. Основную борьбу за первенство вели 6 – 8 сильнейших теннисисток. Обойти эту группу никто не мог, настолько был высок игровой уровень сильнейших теннисисток.

80-е годы прошлого столетия. Первая справа – Ирина Бадикова.

На матчевых встречах ветеранов с молодежью. Третья слева – Ирина Бадикова.

- По завершении спортивной карьеры вы активно занялись творческой деятельностью. Расскажите, пожалуйста, с кем из мира искусства пересекались ваши творческие пути?

- Я лирико-патриотический поэт, спортивная тематика мною не затрагивалась. Правда, написала песню посвященную Олимпиаде. Для меня спорт всегда был увлечением, хобби и отдушиной. И поэзия, точно такое же, увлечение, хобби и отдушина. Я родилась под знаком весов. У меня спорт и искусство, как бы уравновешиваются. Учитывая, что я поэт-песенник, естественно, сотрудничаю с композиторами и исполнителями. В Молдове – это Надежда ЧепрагаАнастасия ЛазарюкМаргарета Ивануш и Анжела Бучко.

 

Надежда Чепрага.

Моими песнями открывались Дни Молдовы на центральном телевидении в Москве. Есть песни в исполнении Иосифа КобзонаВалентины Толкуновой. Написала песню для Юрия Чернова, регулярно выступающего с концертами. Его хорошо знают по фильму «Доживем до понедельника» – это его первая роль в кино. Я написала для него и стихи, и музыку, а песню назвала «Доживем до понедельника». Есть новые песни для Надежды Бабкиной и других коллективов, поющих русскоязычные песни. И, конечно же, не расстанусь с настольным теннисом. Участвовала уже в чемпионате ветеранов. Спорт помогает мне держать тонус и в жизни, и в творчестве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий