пятница, 1 мая 2020 г.

30 лет назад
НАЧАЛО РАСПАДА СОВЕТСКОГО ФУТБОЛА (часть первая)
Сегодня мы попытаемся вернуться на три десятилетия в прошлое. В это время ростки демократических свобод стали прорастать с такой быстротой, что они образно были соразмерны с ростом растений, набором силы от тепла наступающей весны.
Конец 80-х годов прошлого столетия всем запомнился возросшей активностью национальных окраин некогда огромной страны, стремлением утвердиться в своей самобытности и достижении независимости. В воздухе витал дух больших перемен в политической жизни бывшего Союза. Всё громче звучали слова и призывы о необходимости отделения республик от центра, стремления к самостоятельности, построению независимых государств.
Изменение настроений в политической жизни страны не могли не сказаться и на других сферах общественной жизни, включая спорт, и в частности, футбол.
На исходе 80-х годов всё более громко стали высказываться тренеры, специалисты футбола, сами футболисты о накопившихся негативах в футбольной жизни бывшего СССР.
Существовавшая Федерация футбола страны практически напоминала марионетку, которая была подконтрольна и управляема Управлением (простите за повторение) футбола и хоккея Спорткомитета СССР. Отсюда исходило финансирование, отсюда поступали указания и команды по структуре проведения главных футбольных соревнований (чемпионата, Кубка и пр.), отсюда довольно часто принимались решения о судьбах тренеров, игроков, целых команд.
Союзные соревнования наводнили «договорняки», коррумпировали арбитры, судьбу многих матчей и целых турниров решали чиновники в кабинетах. Проводимые реорганизации турниров проводились в обход спортивных принципов.
Всё это вызывало рост справедливого недовольства тренеров, футбольных специалистов, более открыто об этом на страницах спортивных изданий стали говорить журналисты, известные футболисты и ветераны футбола. Весь накопившийся негатив мешал истинному развитию любимой миллионами игры, и никакие успехи, достигаемые в то время на международной арене, не могли затмить растущие раковые опухоли советского футбола.
К середине 1989 года родились начинания и мнения о том, что организовывать и управлять соревнованиями (чемпионатом страны во всех лигах – от высшей до второй, Кубком СССР) должны профессионалы.
Валерий Лобановский.
Знаменитый тренер киевского «Динамо» и сборной СССР Валерий Лобановский и стал у истоков создания Союза футбольных лиг СССР. На страницах спортивных изданий появился для широкого обсуждения проект Устава нового Союза. Он создавался по воле тренеров и футболистов как общественно-государственная организация, объединяющая профессиональные клубы и команды мастеров, футболистов, судей, специалистов в области футбола. По их мнению, Союз должен быть призван проводить соревнования (чемпионат и Кубок страны) во всех лигах – высшей, первой и второй – на спортивно-профессиональном уровне, предельно честно и прозрачно. Союз футбольных лиг создавался в полном соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о совершенствовании управления футболом и статьями Конституции СССР (ст. 7, 47 и 51).
По инициативе авторитетных тренеров и специалистов была проведена учредительная конференция Союза, которая избрала своим президентом заслуженного мастера спорта, обладателя Кубка Европы 1960 года Виктора Понедельника (в то время работавшего главным редактором еженедельника «Футбол-Хоккей»).
Виктор Понедельник.
В выбранный административный Совет вошли выдающиеся тренеры, ветераны футбола, специалисты, такие как Валерий Лобановский, Константин Бесков, Никита Симонян, Лев Яшин, Игорь Нетто, Валерий Газзаев, Владимир Гуцаев, Владимир Перетурин, Виктор Асаулов и многие другие.
Широкое обсуждение накопившихся проблем проводилось на страницах еженедельника «Футбол-Хоккей» (через некоторое время этот факт поставят в вину главному редактору В. Понедельнику и всей редколлегии с последующими оргвыводами).
Нужно также отметить, что в духе времени были созданы новые независимые футбольные формирования – «Ассоциация футбольных арбитров СССР» (АФА СССР), «Ассоциация женского футбола СССР».
Конечно, ничего не решавшая Федерация футбола СССР, бывшая бесправным придатком Управления футбола Спорткомитета СССР, оставаться только с решением проблем в детско-юношеском, массовом футболе, формированием сборных страны, естественно, не желала. Отпускать вожжи руководства союзным чемпионатом бывший начальник Управления футбола Вячеслав Колосков никак не хотел.
В советском футболе нагнеталась острая конфронтация между Союзом футбольных лиг и Федерацией футбола.
В это время Федерация футбола профсоюзов СССР обратилась к обеим организациям с открытым обращением о необходимости тесного сотрудничества, объединении и оказании действенной помощи профессионалам, даже предложив президиуму Федерации футбола СССР объявить об отставке.
Уже было понятно, что в том виде, в каком была союзная Федерация, она дальше существовать не может. И 21 ноября в спортивной прессе («Советский спорт», «Футбол-Хоккей») появляется проект нового Устава Федерации футбола СССР (ФФ СССР), который предусматривал упразднение старой ФФ СССР, Управления футбола Спорткомитета СССР и передачу Исполкому ФФ СССР всех полномочий и контроля, а также численности и фонда заработной платы, что, фактически, было сменой вывески старой структуры. А коллегия союзного Спорткомитета приняла решение о превращении Союза футбольных лиг в одно из подразделений Спорткомитета, практически полностью подчиняя Союз себе и лишая его всякой самостоятельности, хотя ранее (всего несколько месяцев назад) эта же коллегия принимала другое решение – о передаче полномочий по проведению первенства СССР в высшей и первой лигах Союзу футбольных лиг.
Был созван учредительный Пленум ФФ СССР (и это несмотря на то, что Федерация футбола СССР существовала уже десятки лет!). На нём вновь все почувствовали противостояние между поменявшим вывеску Управлением футбола и Союзом профессиональных лиг. На этом же Пленуме впервые прозвучали нотки о ликвидации Союза лиг. Президентом Федерации футбола был избран всё тот же непотопляемый В. Колосков.
Вячеслав Колосков.
Сделав первый шаг, функционеры срочно созывают Всесоюзную конференцию по футболу, назначив её на 9-10 января 1990 года. В ответ Союз футбольных лиг решил созвать свой съезд, наметив его проведение на 28 января.
Всесоюзная конференция прошла в здании Спорткомитета СССР (бывшее влияние и управление, практически, сохранялось). Были собраны (вновь помог административный ресурс, а также власть над денежными средствами для финансирования команд) 307 делегатов от союзных республик, Москвы и Ленинграда, спортивных обществ (профсоюзов, «Динамо», армейского общества, «Трудовых резервов»), а также клубов и команд всех лиг.
В течении первого дня прошло обсуждение Устава Федерации, за принятие которого проголосовали практически все, кроме одного («против»). А грузинская делегация в полном составе (11 человек) воздержалась.
Функционеры на этот факт даже не обратили внимания, но уже через пару месяцев это всплывёт наружу, и появятся высказывания, что никто из центра даже не попытался поговорить с республикой о причинах такого несогласия.
 Второй день был посвящён обсуждению будущего футбола (чемпионата, Кубка), хотя, в сущности, это было продолжением борьбы против Союза футбольных лиг. Достаточно взглянуть на принятую резолюцию Всесоюзной конференции, чтобы понять идейную направленность этой конференции (ниже приведены некоторые её выдержки):
«4. … В соответствии с возложенными на Федерацию футбола СССР исключительными полномочиями по управлению развитием футбола в стране конференция …поддерживает предложение делегаций Федерации футбола РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Всесоюзного Совета ВДФСО профсоюзов, … и других делегаций о нецелесообразности создания Союза футбольных лиг СССР.
Конференция расценивает заявление руководства Союза футбольных лиг СССР о намерении созвать «чрезвычайный съезд» как попытку раскола футбольного движения в стране и осуждает такое намерение.
5. Конференция осуждает позицию, занятую руководством еженедельника «Футбол-Хоккей» в ходе обсуждения спортивной общественностью предложений по совершенствованию управления футболом в стране, и расценивают её как тенденциозную.
Конференция просит Госкомспорт СССР принять безотлагательные меры в укреплении руководства еженедельника «Футбол-Хоккей» и преобразования его в орган Федерации футбола СССР (в зале даже прозвучали возгласы: «Это же не 37-й год!» – прим. автора).
6. …присоединить к Федерации футбола СССР «Ассоциацию женского футбола СССР», «Ассоциацию футбольных арбитров СССР», «Федерацию футбола СССР среди глухих» (самостоятельность новых организаций на этом заканчивалась – прим. автора).
28 января 1990 года состоялся съезд Союза футбольных лиг СССР. На нём была вынесена инициатива Союза сесть за стол переговоров в Госкомспорте СССР (всем было ясно, откуда дует ветер в окна Федерации футбола СССР), но, как оказалось, стол был занят другими, и В. Колосков на переговоры не пошёл. В конечном итоге, решились на совместную пресс-конференцию для журналистов и специалистов футбола с участием В. Колоскова, В. Понедельника и В. Лобановского, на котором представители Союза вынесли идею о совместном проведении чемпионата. Но и тут собравшиеся услышали из уст В. Колоскова, что «до тех пор, пока Устав Союза футбольных лиг не будет согласован с Федерацией футбола СССР и Госкомспортом СССР, ни о каком совместном проведении чемпионата речи быть не может». Так практически было покончено с Союзом лиг. А спустя некоторое время еженедельник «Футбол-Хоккей» был преобразован в Вестник Федерации футбола СССР «Футбол» с абсолютно новым составом редколлегии и новым главным редактором.
Конечно, по инерции ещё продолжал витать страх команд мастеров перед центром, что явно почувствовалось на Всесоюзной конференции. Я лично был свидетелем одного момента, когда в тренерскую комнату бельцкой «Зари» поступил звонок из Москвы, и главный тренер команды Михаил Дунец отчитывал своего ассистента Василия Ганю за то, что он ответил по телефону о предстоящем съезде Союза. На местах всё ещё побаивались чиновников ФФ СССР, чтобы не сложилось (не дай бог!) плохое мнения о команде и это не отразилось на финансовом состоянии команды.
Михаил Дунец.
Именно поэтому не был услышан призыв профессионалов не создавать элитные буферные зоны, а наоборот, расширить первую лигу по спортивному принципу. Не были отменены финальные переходные турниры победителей зон второй лиги, когда в играх этих соревнований один «заказной» свисток судьи мог решить судьбу команды в повышении по классу (тренер ферганского «Нефтяника» приводил примеры, как убивали его команду на протяжении трёх лет в таких турнирах). Не были искоренены случаи решений судеб принципиальных матчей не на футбольном поле, а в кабинетах чиновников.
Но новые веяния всё же подули. Уже 15 февраля 1990 года была создана Федерация футбола Грузии, которая не признавала Устав союзной Федерации, и на своём учредительном съезде вышла из состава ФФ СССР (это были отголоски не желания вести диалог после Всесоюзной конференции). Команды республики отказались от участия в чемпионате СССР. Правда, команда «Динамо» (Сухуми) обратилась в ФФ СССР с просьбой об участии в чемпионате, которая была удовлетворена.
Очередной чемпионат 1990 года в высшей лиги начали 14 команд вместо 16 (не заявились «Динамо» Тбилиси и «Гурия» Ланчхути). Но сыграв первую игру первенства против одесского «Черноморца» (0:1), снялся с турнира «Жальгирис» (Вильнюс), а за ним и другой представитель Литвы из второй лиги – «Инкарас» (Каунас). Таким образом, чемпионат высшей лиги оказался усечённым – при участии всего лишь 13 команд. Позже не заявился в чемпионате и единственный представитель второй лиги от Эстонии – «Спорт» (Таллин)
Не обошли стороной революционные процессы и в футбольной жизни Молдовы. В этот период происходит самороспуск старой федерации футбола МССР, никогда не игравшей самостоятельной роли в футбольном хозяйстве республики, и уже 14 марта 1990 года на учредительной конференции был принят Устав новой федерации, получившей название Федерация футбола Молдовы (ФФМ).
Первостепенной задачей новой Федерации было стать полностью и реально самостоятельной – ставились задачи проведения республиканского чемпионата с участием всех лучших команд республики, вступление в международные футбольные организации – УЕФА и ФИФА, создание национальных сборных команд республики.
Григорий Кушнир.
Председателем ФФМ был избран Григорий Кушнир, а исполнительным секретарём – Пётр Комендант.
В июне 1990 года Устав ФФМ согласно действующему в то время законодательству был утверждён Совмином МССР.
Правда, в 1990-1991 годах лучшие команды мастеров ещё продолжали играть в чемпионате СССР в первой и второй лигах.
Используя свой авторитет в ФИФА, В. Колосков пригласил в Советский Союз Йозефа Блаттера. Основная цель визита главы международной футбольной организации была такова, чтобы довести до сведения республиканских федераций последствия выхода их из состава союзной федерации – закрытие выхода на международную арену. Это, видимо, временно и остановило выход из состава ФФ СССР Латвии, а также Украины, высказывавшейся о «самостийном» чемпионате, а также других республик. Но остановило всего на год – полтора. В 1991 году начался парад суверенитетов и провозглашения независимости бывших союзных республик, и по окончании футбольного сезона 1991 года произошли кардинальные изменения в футбольной жизни экс-СССР. Но это уже тема другой отдельной статьи.
(Продолжение следует)
Подготовил: Владимир ХУРС 

Комментариев нет:

Отправить комментарий