ВЫСОЦКИЙ
Автор:
Владимир ХУРС
Пожалуй, впервые за
последнее время в своих публикациях я отклонюсь от спортивной, точнее, от
привычной футбольной тематики, и поведу свое повествование, которое навеяли мои
воспоминания. К ним меня подтолкнул материал, несколько дней назад размещённый на
нашем блоге об Олимпиаде 1980 года в Москве (подробности здесь: https://andron-prodan.blogspot.com/2024/07/istoria-jocurilor-olimpice-moderne-20.html).
Казалось,
что тогда весь советский народ жил событиями XXII Олимпийских игр, спортивные баталии которых
широко и подробно освещались в телевизионных репортажах, на страницах центральных
и республиканских газет. Но в самый разгар игр случилось событие, для многих
москвичей и гостей столицы отодвинувшее Олимпиаду на второй план.
Владимир
Высоцкий.
25
июля 1980 года, на 43-м году жизни ушёл в мир иной великий поэт, бард, актёр,
негласный любимец огромного количества почитателей его таланта Владимир
Семёнович Высоцкий.
Будучи
в опале у руководства и чиновников партийной элиты и советской власти, известие
о кончине Владимира Высоцкого не публиковалось в печати и не озвучивалось на ТВ.
Единственной, кто дала короткий некролог о смерти поэта и актёра, была газета
«Вечерняя Москва»:
Газета
«Вечерняя Москва»: 1980, 25 июля, с. 4 (фрагмент полосы).
Кстати, точно такое же сообщение – слово в слово –
опубликовала и газета «Советская культура» 29 июля, уже после похорон поэта,
которые состоялись за день до этого. Но
народная молва оказалась сильнее всех запретов власти, и многотысячная толпа
москвичей и гостей столицы пошла, поплыла к Театру на Таганке, чтобы проститься
со своим любимцем.
28
июля 1980 года, Москва прощалась с Владимиром Высоцким.
К
нам, на периферию, как всегда, эта новость пришла с опозданием. Уже по приезде
в Бельцы к своим родителям, мне об этих траурных днях и событиях более подробно
рассказал мой сосед по родительскому дому Владимир Амелин, работавший и живший
со своей семьёй в Москве.
А
спустя несколько лет, после оттепели «перестроечного» периода, мы и сами смогли
стать свидетелями тягостных минут прощания с Владимиром Высоцким благодаря
документальным лентам похорон отечественных операторов-любителей и архивов
многих зарубежных телеканалов.
Моё
первое знакомство с творчеством Владимира Высоцкого состоялось ещё в школьные
годы. Будучи старшеклассниками, мы уже слышали о «запрещённом» Высоцким.
Ребята, используя три-четыре аккорда, пели под гитару некоторые песни барда.
Это были его первые дворовые, уличные песни (почему-то многие их называли
блатными).
А
в 10-м классе мы впервые услышали голос Высоцкого благодаря магнитофонным
записям с концерта у моего одноклассника Альки Фоминова. Навскидку вспоминаю,
как мы, открыв рты, слушали песню о нейтральной полосе («А на нейтральной
полосе цветы необычайной красоты»), про китайских хунвэйбинов, о созвездии
Тау Кита, находках студентов-археологов («Потом однажды в Элисте нашёл
вставные челюсти размером в самогонный аппарат»). Слушали мы голос с
магнитной ленты с упоением, стараясь запомнить отдельные фразы. Все исполняемые
песни прерывались аплодисментами, а шуточные песни – громким смехом зрителей-счастливчиков,
попавших на концерт.
Ещё
в школьные годы у меня появилась страсть к коллекционированию грампластинок.
Правда, в моём родном городе Бельцы их выбор был невелик, и новые экземпляры
можно было приобрести только в магазине культтоваров, находившийся в центре
города. Большей частью это были хрупкие бьющиеся пластинки, гибкий винил только
начал появляться в продаже.
Осенью
1968 года я стал студентом технологического факультета Кишинёвского
политехнического института. И, конечно, став на время жителем столицы, часто
заходил в фирменный магазин-салон «Мелодия», размещавшийся по улице
Комсомольской, в ста метрах ниже центральной улицы Ленина, чтобы из небогатого
студенческого бюджета приобрести новую пластинку для моей коллекции. Благо, в
то время они были доступны по цене: гибкая пластинка стоила 60 копеек,
ауди-миньон – 70 копеек, а большой диск – 1 рубль 60 копеек (позже такой же
диск в стереозвучании стоил 2,15 руб.).
И вот осенью первого студенческого года, зайдя в очередной раз в магазин грампластинок, я увидел в продаже гибкую пластинку песен Владимира Высоцкого из кинофильма «Вертикаль». Каюсь, на тот момент этого фильма я не видел, но «Песню о друге» в те времена исполняли многие певцы, поэтому с нею мы были уже хорошо знакомы. Конечно же, желание купить эту пластинку возникло сразу. Смутило лишь одно – эта гибкая пластинка была помещена в целлофановый комплект, в который «прицепили» ещё четыре грампластинки, не имевшие спроса у покупателей. Комплект с нагрузкой стоил три рубля (для студента в те годы это были два-три дня нормального питания в столовой). Несмотря на эту уловку магазина, люди раскупали Высоцкого. Купил этот комплект и я (желание иметь Высоцкого в своей коллекции перевесили аппетит). Так, того не ведая, Владимир Семёнович своей первой гибкой пластинкой (кстати, вышедшей тиражом в шесть миллионов экземпляров) помогал выполнять план реализации товара магазину-салону «Мелодия». Да и сам бард, как вспоминали очевидцы, получил приличный гонорар от Всесоюзной студии грамзаписи, что позволило его семье выйти из финансового кризиса.
Второе моё непосредственное прикосновение к творчеству Владимира Высоцкого (причём, живое) состоялось весной 1972 года. В конце апреля с краткосрочным визитом (после концертов в Одессе) с публичными выступлениями в Кишинёв прибыл известный актёр, поэт и певец. О предстоящих концертах, всего за два-три дня до их начала, вещали малочисленные афиши, выполненные художниками-любителями: перед Зелёным театром в парке культуры и отдыха на Комсомольском озере, перед Дворцом профсоюзов на Рышкановке. Но и в этом случае народная молва быстро разнесла слух о приезде известного певца-поэта в столицу Молдавии.
По
воспоминаниям историков и очевидцев, Владимир Высоцкий прибыл в Кишинёв 23
апреля и разместился в гостинице «Кишинэу». Основные концерты состоялись на
второй день, 24 апреля. Вначале планировался концерт в Театре имени А.П. Чехова,
но бюрократы Министерства культуры республики наложили «вето» на его
проведение. Поэтому первые встречи Высоцкого состоялись с коллективом АТЕМ в
Доме Печати, затем во время обеденного перерыва с работниками трикотажной
фабрики «Стяуа Рошие».
Выступление
В. Высоцкого 24 апреля 1972 г. в клубе кишинёвской трикотажной фабрики «Стяуа
Рошие». Фото Я. Богомольного. Источник: oldchisinau.com.
24
апреля 1972 г. После концерта в клубе фабрики «Стяуа Рошие». Фото – Яков
Богомольный. Фото из архива А. Новикова (Кишинев). Источник: oldchisinau.com.
Первый
афишированный концерт состоялся вечером в Зелёном театре. На концерте был
аншлаг – все места в зале под открытым небом были заполнены (а это около 7000
мест!), также были заполнены все проходы. Я стал обладателем двух билетов на
концерт, поэтому в последний момент пригласил коллегу по факультету Надю
Кожухарь составить мне компанию на этот концерт.
Владимир
Семёнович, как мы слышали ранее на записях концертов с магнитных лент, не
изменил себе. Представляя очередную песню, он рассказывал историю её написания,
где-то шутил, где-то обращался к зрителям с серьёзными социально-философскими
размышлениями. В середине отделения бард представил своего друга Ивана
Дыховичного, который под гитару спел несколько своих песен на стихи русских
поэтов XIX века.
Иван
Дыховичный и Владимир Высоцкий. Источник: facebook.com/Высоцкий Владимир
Семёнович.
Ну
а затем Владимир Семёнович вновь вышел на сцену и продолжил исполнение своих
авторских произведений. Исполнялись песни гражданской тематики, военные песни,
шуточные («Милицейский протокол») и шуточно-спортивные (про сентиментального
боксёра, про прыгуна в длину, «Честь шахматной короны»).
Концерт
длился более полутора часов, а закончился как-то неожиданно. Вместо привычного
прощания со зрителями актёры резко спустились с гитарами по ступенькам со сцены
прямо к выходу из Зелёного театра, сели в автомобиль и умчали (как потом многие
узнали, они спешили на следующий концерт дня во Дворец профсоюзов).
Как
вспоминали очевидцы, и там зрительный зал на 800 мест был полностью заполнен.
Там концерт проходил несколько в другой атмосфере. Среди зрителей можно было
увидеть и чиновников городской и республиканской власти (как показала жизнь, не
все негативно относились к творчеству Высоцкого). И здесь концерт продлился
почти два часа.
Мы,
очевидцы того времени, знали (из афиш) о двух вышеуказанных концертах
поэта-барда. Но по прошествии лет оказалось, что был ещё один не афишированный
концерт, который всё же состоялся в Русском театре им. Чехова Он начался в
полночь и был подарен Владимиром Высоцким своим коллегам – актёрам труппы и
работникам этого театра.
Считаю
нужным рассказать ещё одну историю, связанную с мои двоюродным племянником
Павлом Полуничевым, проживающим в Волгограде, сыном моей старшей двоюродной
сестры Эммы Романовны Полуничевой, заслуженного метеоролога Российской
Федерации.
Павел
являлся и по сей день является страстным поклонником творчества Владимира
Высоцкого. Ещё в школьные годы он собирал произведения поэта, тексты которых
набирал на печатной машинке, после чего все листы с тестами стихов и песен
сдавал в переплёт, и получался самиздатовский сборник, облачённый в зелёную
коленкоровую обложку, на титульном листе которой теснёнными золотыми буквами
было выбито название «Владимир Высоцкий».
А
вся история связана с выпускными школьными экзаменами Павла по русскому языку и
литературе. В те времена, как и в наши далёкие школьные годы, не было
пресловутого ЕГЭ, а выпускникам предлагались на выбор три темы: одна – из
русской литературы, вторая – из советской и современной литературы, а третья –
на свободную тему. В год выпуска Павла бывшая страна – СССР – праздновала
юбилей Великой Победы против фашистских войск, и свободная тема была призвана
отразить эти события. Павел выбрал третий вариант предлагаемых тем сочинения, и
раскрывая её, использовал поэзию Владимира Высоцкого, военная тема которой
довольно широко и правдиво отражена в стихах и песнях поэта. Смелое решение
выпускника с использованием произведений Владимира Семёновича было для
преподавателей и членов экзаменационной комиссии неожиданным, но было отмечено
оценкой «отлично», а само сочинение было отобрано в числе лучших для выставки работ
учащихся выпускных классов Областного отдела народного образования.
Павел,
ко всему прочему, является преданным болельщиком волгоградского «Ротора», а
также одним из лучших историков и статистиков волгоградского футбола. Он
является одним из шести соавторов «Летописи областного (волгоградского –
автор) футбола», первый том которого, отражающий период до 1962 года, вышел
в 2000-м году тиражом 250 экземпляров, обладателем одного из экземпляров этого
тиража (с подачи моего племянника) стал покорный Вам слуга.
А
высокая оценка выпускной работы Павла, к слову, была ещё и потому, что поэзия
Высоцкого ещё не печаталась. Первая прижизненная публикация стихотворения
Владимира Семёновича «Если друг оказался вдруг…» вышла в свет в январе 1968
года в сборнике произведений поэтов (и что особо приятно) в Кишинёве, в
издательстве Центрального Комитета Компартии Молдавии.
Лишь
в 1987 году, после смерти поэта, впервые в издательстве «Современник» вышел
сборник стихов (без объявления тиража) под названием «Нерв», подготовленный и
отредактированный другим великим поэтом Робертом Рождественским. Я вспоминаю, с
какой завистью мы просматривали такой сборник, счастливым владельцем которого
был наш хороший друг и товарищ, бывший начальник электротехнического цеха
Бронислав Иванович Масловский. Страницы этого сборника перефотографировались
любителями творчества Высоцкого (ксероксов ещё не было). А уже в последующие
два-три года многие издательства стали печатать книги со стихами и другими
произведениями Владимира Высоцкого, и его творчество стало общедоступным для
большой армии читателей.
Десять
лет назад в издательском доме «Комсомольская правда» вышла 40-томная серия
«Великие поэты». В ней, наряду со сборниками стихов великих русских и
советских, а также зарубежных поэтов (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева,
Фета, Маяковского, Есенина, Блока, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой,
Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Шекспира, Байрона, Омара Хайяма,
Гёте, Бёрнса и других) под номером 39 вышел сборник поэзии Владимира Высоцкого
«Охота на волков».
Мы
уже отмечали, что при жизни поэта практически не выходили книги его поэтических
трудов. Не лучше обстояло дело и с выпуском грампластинок с песнями Владимира
Высоцкого. При жизни барда вышли и быстро распродались пять дисков-миньонов, а
также один сборный диск-гигант (в 1980 году). В то же время зарубежные
записывающие компании (при содействии супруги Марины Влади и других друзей и
заинтересованных лиц) с удовольствием издавали диски с голосом и песнями
Высоцкого. Лишь после смерти барда фирма «Мелодия» выпустила серию
дисков-гигантов под общим названием «На концертах Вдадимира Высоцкого», число
которых превысило два десятка. В перестроечное время, наконец-то, был оценен и
актёрский труд Высоцкого – в 1987 году ему (посмертно) была присвоена
Государственная премия СССР.
И
ещё несколько моментов моего прикосновения к памяти Высоцкого. В 1990-1991 гг.
мне, директору Сынжерейского винзавода, вместе с инженером-строителем Николаем
Козенко (пусть земля ему будет пухом), приходилось выезжать в Москву в бывшую
ещё организацию «Союзглавпищекомплект», благодаря которой мы комплектовали
вновь строящийся цех розлива на Александренской винбазе новым оборудованием,
ёмкостями и другими необходимыми материалами и комплектующими. И в первый визит
в столицу экс-СССР мы посетили Ваганьковское кладбище, поклонились великому
поэту, актёру, Человеку, а в находящемся на территории кладбища храме зажгли
свечу за упокой души Владимира Семёновича.
В
середине 90-х годов прошлого столетия в стенах Бельцкого драматического театра
на протяжении двух лет проходил просмотр (или как сейчас модно называть –
кастинг) молодых талантов, в котором принимали участие великий Олег Табаков,
профессор Герасимов, которые приезжали в Молдову с целью отбора наиболее
талантливой молодёжи в школу-студию Табакова. И вот после завершения первого
отбора бывший директор драмтеатра Евгений Степанович Карас (старший брат
известного футболиста и тренера Иона Караса и отец не менее известного Эмиля
Караса) попросил нас в воскресный день организовать встречу со знаменитыми
гостями из Москвы. Та встреча состоялась на Препелицком винпункте, и за столом
с нехитрыми блюдами традиционной и национальной кухни прошла эта тёплая
встреча-беседа. Не помню кто из местных присутствующих попросил Олега Павловича
дать свою оценку жизни и творчеству Владимира Высоцкого. Я хорошо помню, как
Олег Табаков встал, и весь рассказ о своём коллеге он поведал стоя. Он отмечал,
что они в жизни и в творчестве не пересекались (хотя они вместе, возможно, в
различных сценах, но снимались в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа
женил»), отмечал его яркие страницы в творчестве, несколько фраз обронив и про
Театр на Таганке. Говорил Олег Павлович уважительно и стоя. Так я и запомнил
эту картину, когда один великий актёр говорил о другом великом актёре стоя.
Высоцкий
и легендарный Всеволод Бобров. Фото из свободного доступа в интернете.
Вот такой рассказ я решил довести до наших читателей. Изначально говорил, что он не связан со спортом. Но затем почувствовал, что сам себе противоречу. А ведь Владимир Семёнович любил спорт, неоднократно посещал спортивные состязания, встречался со спортсменами и был близко знаком со многими из мира спорта, и много писал о спорте.
В 1988 году издательство «Физкультура и спорт» выпустило сборник «Четыре четверти пути», в котором отдельный раздел посвящён спорту. Своими воспоминаниями в этом сборнике поделились футболист Олег Блохин, хоккеист Вячеслав Старшинов, шахматист Михаил Таль, фехтовальщик Давид Тышлер, один из создателей фильма «Спорт, спорт, спорт» Герман Климов. А чего стоят стихи поэта из этого сборника «Вратарь», посвящённые легендарному стражу ворот Льву Яшину, «Песня о штангисте», адресованная самому сильному человеку планеты Василию Алексееву. Его «Утренняя гимнастика» стала негласным гимном физкультурников-любителей. Немало шуточных песен вышли из-под пера барда, в которых, несмотря на ироничный тон, чувствуется глубокое знание тонкостей различных видов спорта. До сих пор хорошо помню песню «Профессионалы», которая впервые прозвучала в 1967 году после того, как хоккеисты сборной СССР, победив в решающем матче канадцев со счётом 2:1, в пятый раз подряд завоевали мировое и европейское первенство.
Профессионалам,
по всяким каналам,
То
много, то мало – на банковский счёт, –
А
наши ребята, хоть меньше зарплата,
Уже пятикратно выходят вперёд.
Ещё я с особой гордостью говорю о том, что в городе, в котором я родился, в городе моего детства Бельцы есть мемориал-памятник Владимиру Высоцкому (автор мемориала – Моисей Мильгром). В центре мемориала сооружена возвышающаяся площадка, которую по периметру обрамляют своеобразные стены-панно, на которых размещены строки стихов Владимира Семёновича Высоцкого. И в дни памяти поэта, певца, актёра (в дни рождения и в дни его смерти) здесь проходят мероприятия, где вспоминают этого Человека, звучат стихи и песни Владимира Высоцкого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий