Из истории бельцкого футбола
ФУТБОЛЬНЫЕ КОМАНДЫ
БЕЛЬЦКИХ АВТОМОБИЛИСТОВ (часть 2)
Второй
футбольной командой автотранспортного предприятия в городе (после команды
АТП-2) (подробности здесь: https://andron-prodan.blogspot.com/2022/03/1-moldova-sport-history-httpandron.html) стала команда автобазы
№9 – сокращённо АТБ-9.
У
истоков создания этого футбольного коллектива стоял Юрий Иванович Пономарёв.
Известная и колоритная фигура в городе, футболист, в то время судья
республиканской категории, уже обслуживавший игры всесоюзного чемпионата, член
футбольной секции города (прообраз городской федерации футбола), он был
приглашён на работу на предприятие из автопарка №2 после достижения командой
больших успехов как на городском, так и на республиканском уровне.
Новая
команда появилась в городских соревнованиях в 1959 году и со старта ничем особо
и не выделилась: участвуя в городском чемпионате и первенстве горсовета ДСО «Молдова»,
команда занимала места в хвосте турнирной таблицы. Единственным светлым пятном
сезона стало выступление команды в финале Кубка городского стадиона (правда,
без участия в нём сильнейших команд города), но в нём футболисты АТБ-9 крупно
уступили команде ремонтного завода – 1:4 (кстати, гол престижа у автомобилистов
с пенальти забил именно Юрий Пономарёв).
Сезон
1960 года стал шагом вперёд для команды автобазы. В городском первенстве
общества «Молдова» футболисты финишировали на третьем месте. В главном
первенстве города команда АТБ-9 заняла 4-е место (в тот год, в отсутствии
ведущих команд, принимавших участие в чемпионате МССР, звание чемпионов
завоевали спортсмены АТП-2).
А
осенью команда добилась первого большого успеха. В финале розыгрыша осеннего
Кубка города встретились два футбольных коллектива автомобилистов – бывшая и
настоящая команда играющего тренера Юрия Пономарёва – АТП-2 и АТБ-9 (в народе
про такие встречи шутили, что играют «АТэПу» и «АТэБу»).
Впервые
новая команда тренера одолела старую, одержав победу в финале со счётом 2:1. К
слову, в этом осеннем турнире засветилась ещё одна команда – АТБ-26, которая в
1/4 финала крупно уступила меховщикам – 2:7. Но это была разовая акция этого
футбольного коллектива.
В
1961 году Юрий Пономарёв перешёл на работу в столицу республики, и результаты
команды автобазы резко поползли вниз – последнее, 6-е место в чемпионате
города, вылет на первой стадии из розыгрышей зимнего (здесь коллектив был
представлен сразу двумя командами) и осеннего Кубков города. Не лучше
результаты были у команды и в следующем 1962 году.
Кстати,
в 1962 году автобаза №9 укрупняется и трансформируется в автоколонну АК-2803.
Всего через год в городе формируется ещё одно крупное автотранспортное
предприятие – автоколонна АК-2810. И в этих вновь образованных трудовых
коллективах создаются новые футбольные команды.
В
1963 году футболисты АК-2803 становятся третьими в отборочном первенстве города
(после армейской команды «Звезда» и «Локомотива», ставших участниками
первенства МССР), а команда АК-2810 занимают первое место в чемпионате города
(правда, вновь проходившего без участников чемпионата республики),
В последующие годы обе команды автоколонн неизменно
участвовали в первой группе городского чемпионата, но без особых успехов. Автор
решил всё же показать их результаты в этих турнирах.
Команда |
1964 |
1965 |
1966 |
1967 |
1968 |
АК-2803 |
4 |
8 |
5 |
7 |
7 |
АК-2810 |
7 |
3 |
4 |
5 |
- |
Как видно из вышеприведенной таблицы, команды особых звёзд с
неба не хватали, выступая в чемпионате города, практически, на вторых ролях.
Единственным турниром, в котором отличились футболисты обеих коллективов, стал
розыгрыш Кубка 1967 года, приуроченный к Всесоюзному дню физкультурника. В
финале этого турнира встретились футболисты обеих автоколонн, и команда АК-2810
со счётом 2:1 обыграла своих коллег с АК-2803. Благодаря архивным раскопкам
автору удалось установить составы команд, выступавших в решающем матче того
кубкового турнира:
АК-2810: Лебедев, Кучерявый,
Вайсман, Овсов, Петрушка, Думановский, Маху, Лукьянов, Швояков, Соломенко,
Седаковский, Г. Карайман, Юдин, К. Тучак.
АК-2803: В. Шевченко, Сидорюк,
Тимошенко, Удовкин, Гросу, В. Маслов, Ю. Чуркин, В. Чётя, Албу, Е. Дубровин,
Золотник, Токарчук, Кумпэтэ, Розенберг.
После
вышеуказанного периода команды на время исчезли из числа участников городских
турниров. Футболисты АК-2810 возвратились в городской чемпионат в 1982 году уже
под названием «Торпедо». Начав своё участие со второй группе городского
первенства и заняв третье место, «торпедовцы» вернулись в высший эшелон футбола
города и выступали в нём на протяжении четырёх лет – с 1983 по 1986 год
(команда занимала соответственно 3, 5, 6 и 7 места). Но на этом история этой
команды и завершилась.
Что же касается другого коллектива автоколонны, то его
коснулись серьёзные преобразования и реорганизация предприятия. В городе
создаётся и формируется новое крупное автотранспортное предприятие – бельцкая
автоколонна №1. Во главе предприятия становились директора, которые искренне
любили футбол и делали всё, чтобы футбольная команда предприятия была на первых
ролях не только в городе, но и в республике. Таким директором был Анатолий
Купцов, при котором команда АК-1 «Автомобилист» стала лидером городского
футбола. Впоследствии Анатолий Купцов работал заместителем председателя
бельцкого горисполкома, в 2001-2002 гг. – министром транспорта РМ, возглавлял
городскую федерацию футбола. Его традиции поддержал и его приемник Борис
Плащинский, также избиравшийся в исполком городской федерации футбола. А
команда «Автомобилист» стала самой яркой футбольной дружиной 70-х – 80-х годов
прошлого столетия.
Впервые команда «Автомобилист» появилась на городской арене
в 1970 году. Выступая в чемпионате города, вновь созданный футбольный коллектив
занял 4 место. На следующий год автомобилисты финишировали на пятой позиции, а
в розыгрыше Кубка города дошли до четвертьфинала, где уступили «Строителю» –
1:2. В сезоне 1972 года команда вообще не принимала участия в футбольной жизни
города.
Настоящее восхождение «Автомобилиста» на Олимп началось с 1973
года. Впервые команда, тренируемая Георгием Подару, завоевала серебряные медали
чемпионата города, а в Кубке города лишь в полуфинале уступила «Локомотиву» –
1:2.
А уже в следующем сезоне футболисты АК-1 сделали дубль,
завоевав титул чемпиона города и став обладателем городского Кубка (в финале
была обыграна команда завода им. Ленина «Заря» – 2:0).
В этом же сезоне футбольная дружина автокомбината впервые
приняла участие в республиканских соревнованиях и сразу же добилась больших
успехов – выиграла чемпионат МССР во второй группе, а в розыгрыше Кубка
Молдавии лишь в полуфинале уступили в матче против признанного лидера тех лет –
столичного «Динамо», ставшего в итоге обладателем почётного приза, а также
чемпионом республики.
Георгий Подару – играющий тренер команды «Автомобилист»
в 1973-1979 гг.
В
первом чемпионском составе за команду «Автомобилист» выступали: Б. Гаврилюк, Г.
Подару, Я. Син, Н. Андрейцов, Х. Куперман, Г. Цыбырнэ, Е. Дубровин, М. Трахтенберг,
Л. Савчук, В. Олянский, Б. Френкель, В. Паша, М. Смирнов, Н. Смирнов, Вакарчук,
Дардик. Тренер – Г. Подару.
На
протяжении звёздного периода команды 1973-1986 гг. автомобилисты 10 раз
выигрывали звание чемпионов города (плюс ещё один титул победителей Спартакиады
города 1982 года), дважды становились вторыми, и один раз – третьими призёрами городского
первенства. За этот же период «Автомобилист» четырежды выигрывал Кубок города.
Команда участвовала в городских турнирах вплоть до 1991 года, хотя в последние
годы без былого блеска. После распада СССР не стало и футбольной команды
автокомбината. Наступали новые времена...
Автор
ниже приводит сводную таблицу участия «Автомобилиста» в городских турнирах за
все годы его существования.
Год |
Чемпионат города |
Кубок города |
|||
Место |
Баланс игр |
Мячи |
Этап Кубка |
Последний соперник и
результат игры |
|
1970 |
4 |
+4=0-8 |
20:32 |
? |
Нет
данных |
1971 |
5 |
+4=0-8 |
28:22 |
1/4
финала |
«Строитель»
- 1:2 |
1973 |
2 |
+16=1-1 |
44:12 |
1/2
финала |
«Локомотив»
- 1:2 |
1974 |
1 |
+12=1-0 |
50:11 |
Кубок |
«Заря»
- 2:0 |
1975 |
1 |
+9=0-1 |
45:12 |
Финал |
«Труд»
- 1:2 |
1976 |
1 |
+12=1-1 |
56:13 |
1/4
финала |
«Локомотив»
- отказ |
1977 |
1 |
+13=1-0 |
38:10 |
Кубок |
«Заря»
- 2:1 |
1978 |
1 |
+13=3-0 |
41:15 |
Кубок |
«Электрокар»
4:2 |
1979 |
3 |
+12=2-4 |
51:20 |
--- |
Не
участвовали |
1980 |
1 |
+14=3-1 |
72:24 |
1/2
финала |
«Заря»
- 1:2 (дополнительное время) |
1981 |
1 |
+18=0-0 |
61:17 |
Кубок |
«Электрокар»
- 5:2 |
1982 |
1 1
(Сп.) |
+6=0-1 +9=0-0 |
24:1 24:4 |
? |
Нет
полных данных |
1983 |
2 |
+17=2-3 |
60:6 |
? |
Нет
данных |
1984 |
Не участвовали |
--- |
Не
участвовали |
||
1985 |
1 |
36 очков |
73:24 |
Кубок не разыгрывался |
|
1986 |
1 |
+14=5-1 |
60:30 |
Кубок не разыгрывался |
|
1987 |
? |
Нет
полных данных |
Кубок не разыгрывался |
||
1988 |
10 |
+8=2-14 |
38:55 |
Кубок не разыгрывался |
|
1989 |
6 |
+10=6-6 |
48:41 |
Кубок не разыгрывался |
|
1990 |
2 |
+14=6-2 |
69:36 |
Кубок не разыгрывался |
|
1991 |
4 |
+14=5-5 |
82:44 |
Кубок не разыгрывался |
В
1977-78 гг. команда автокомбината имела абсолютное преимущество над остальными
соперниками в городских турнирах, не потерпев на протяжении двух сезонов ни
одного поражения. За команду в это время выступали: В. Сиденко, В. Масловский,
В. Петрусёв, Я. Син, В. Чётя, В. Бабияш, В. Маринюк, Х. Куперман, Е. Дубровин,
А. Гнатюк, М. Горяшевский, Н. Георгица, М. Трахтенберг, В. Олянский, В. Верховецкий,
В. Паша, М. Шевчишин, В. Гудзь. Тренер – Г. Подару.
С
1976 года в городе стал проводится зимний чемпионат Бельц. Все матчи
проводились на городском стадионе на специально оборудованной площадке с
рекортановым покрытием, в формате 9x9. Все участники
турнира, как правило, распределялись на две подгруппы, после чего в стыковых
матчах определялись призёры соревнований, а также итоговые места всех команд.
Победитель турнира получал титул зимнего чемпиона города. Эти соревнования
привлекали большое количество зрителей и одновременно служили хорошей
подготовкой к основным соревнованиям года. Команда автокомбината №1 четырежды
становилась зимним чемпионом города и ещё дважды – бронзовым призёром
первенства. Кстати, зимние чемпионаты города проводились вплоть до 2003 года,
правда, в последние лет восемь формула и характер их проведения сильно
отличался от 70-х – 80-х годов прошлого столетия.
Считаю,
что будет справедливо, если мы также напомним результаты команды «Автомобилист»
в зимних первенствах города.
Год |
Кол-во команд |
Игры в подгруппе |
Стыговые игры |
||
Место |
Результат |
Соперник и результат
матча |
Итог. место |
||
1976 |
20 |
Команда не участвовала в турнире |
|||
1977 |
10 |
2 |
+3=0-1
21:9 |
Не
проводился |
3-4 |
1978 |
12 |
2 |
+4=0-1
17:3 |
ДЮСШ-2
- 8:3 |
3 |
1979 |
8 |
2 |
+2=0-1
12:7 |
«Электрокар» - 6:2 |
3 |
1980 |
8 |
1 |
+2=0-1
14:8 |
«Заря»
- 5:2 |
1 |
Ё981 |
12 |
1 |
+5=0-0
32:6 |
«Металлист»
- 6:3 |
1 |
1982 |
12 |
Команда не участвовала в турнире |
|||
1983 |
12 |
Команда не участвовала в турнире |
|||
1984 |
15 |
1 |
+6=1-0
41:17 |
ФК-2810
- 5:2 |
1 |
1985 |
12 |
1 |
+3=1-1
10:3 |
«Электрокар»
- 9:2 |
1 |
1986 |
12 |
Команда не участвовала в турнире |
|||
1987
|
12 |
1 |
+3=2-0
14:4 |
1/2
фин. «Локомотив» 1:1, пен. - 3:4 За
3 место. «Электрокар» -2:2, пен.-2:4 |
4 |
1988 |
14 |
5 |
+1=2-3
8:9 |
Не
проводился |
9-10 |
1989
|
14 |
7 |
+0=1-5
6:18 |
«Олимп»
- 0:1 |
14 |
1990 |
17 |
Снята* |
+4=1-1
18:7 |
Команда
исключена из розыгрыша за две неявки |
|
1991 |
14 |
5 |
+2=2-2
14:12 |
«Электрокар»
- 1:2 |
10 |
Примечание:*) - Команда не доиграла
групповой турнир, в двух играх за неявки - поражения.
С
1980 по 1983 год команду «Автомобилист» к городским соревнованиям готовил
Владимир Олянский, один из самых ярких футбольных личностей бельцкого футбола.
Владимир Олянский выступал за бельцкие
команды класса «Б» в чемпионате СССР – «Строитель» и «Пищевик» (в составе
последней в 1969 году был лучшим бомбардиром команды – 9 голов). Чемпион
Молдавской ССР в составе бельцкой «Стройиндустрии» (1966 г.) и тираспольского
«Темпа» (1968 г.). Проходя службу в армии и играя за команду «Темп», в 1968
году стал и обладателем Кубка МССР, отличившись «покером» в финальном матче
(тираспольчане его выиграли со счётом 5:0).
После
расформирования класса «Б» играл в бельцких командах «Локомотив» (1970 год,
бронзовый призёр чемпионата МССР), «Строитель» (1971 год, чемпион города и
второй призёр чемпионата МССР во второй группе), «Труд» (1972 год, обладатель
Кубка города), а с 1973 года и до конца своей карьеры игрока выступал за
команду «Автомобилист». По итогам сезонов 1968 года (в составе тираспольского
«Темпа»), а затем в 1975 и 1976 гг. (в составе «Автомобилиста») входил в число
22 лучших футболистов МССР.
Завершив
игровую карьеру, Владимир Николаевич переключился на тренерскую работу. Работал
администратором и тренером команды «Заря», выступавшей во второй лиге союзного
первенства. С 1992 года стал главным тренером команды «Олимпия», которой на
этом посту отдал почти полтора десятка лет. Заслуженный тренер Республики
Молдова.
Как
отмечалось выше, в 1974 году команда «Автомобилист» вышла на республиканскую
арену и выступала там вплоть до 1985 года. Ниже автор приводит результаты
команды в главных республиканских турнирах.
Год |
Чемпионат МССР |
Кубок МССР |
|||
Место |
Баланс игр |
Мячи |
Этап Кубка |
Последний соперник и
результат игры |
|
1974 |
1
(2 гр) |
+16=4-2 |
70:19 |
1/2
финала |
«Динамо»
(Кишинёв) - проигрыш |
1975 |
7 |
+8=6-8 |
27:21 |
|
|
1976 |
9 |
+5=4-13 |
16:39 |
|
|
1977 |
8 |
+6=8-6 |
21:21 |
1 круг |
«Рэут»
(Пелиния) - 1:1, пенальти - 3:4 |
1978 |
6 |
+12=4-8 |
22:21 |
Финал |
КСХИ
(Кишинёв) - 0:2 |
1979 |
10 |
+8=8-10 |
30:33 |
|
|
1980 |
8* 15 |
+5=2-11 |
23:44 |
|
|
1981 |
6 |
+15=5-10 |
38:30 |
|
|
1982 |
3 |
+17=9-6 |
50:25 |
|
|
1983 |
2 |
+15=6-5 |
43:23 |
|
|
1984 |
11 |
+10=7-13 |
38:43 |
1/2
финала |
«Луч»
(Сороки) - проигрыш |
1985 |
1** |
+12=0-2 |
23:6 |
1/4
финала |
«Искра»
(Рыбница) - 0:3 |
|
1/2
финала. «Искра» (Рыбница) - «Автомобиьист» - 1:0, 1:1 За
3-е место. «Автомобилист» - «Луч» (Сороки) - 2:1 |
Примечание. *) - команда заняла 8-е
место в подгруппе, после чего в стыковом турнире заняла итоговое 15 место.
**) - команда заняла первое место в северной
зоне, и затем после стыковых игр в итоге стала третьим призёром первенства.
Первый
большой успех пришёл в 1982 году, когда бельцкие автомобилисты завоевали
бронзовые медали чемпионата МССР. Лучшим бомбардиром этого первенства стал
бельчанин Леонид Мельничук – 18 мячей. А совместно братья Мельничуки – Леонид и
Фёдор – в первенстве республики отличились 25 раз.
В
бронзовом составе бельцких автомобилистов выступали: В. Масловский, С. Чеботарь,
А. Хлопецкий, А. Удовик, Л. Бережинский, В. Поликанин, В. Олянский, С. Соха, Ф.
Рогожина, А. Крупник, Л. Мельничук, И. Богач, Ф. Мельничук, Ю. Яценко. Тренер –
Г.Я. Фирер, начальник команды – Б. Самбур.
По
итогам футбольного сезона Анатолий Хлопецкий вошёл в число 22 лучших
футболистов Молдавии (под №1).
В
следующем сезоне команда АК-1 поднялась ещё на одну ступеньку выше в
республиканском чемпионате, завоевав серебряные медали. Удивительно, но после
такого большого успеха Федерация футбола МССР не нашла доводов для включения в
список 22 лучших в республике представителей бельцкой команды.
Серебряный призер чемпионата МССР бельцкий «Автомобилист».
Верхний ряд (слева направо): Геннадий Фирер (тренер), Юрий Норольский, Фёдор
Рогожина, Вячеслав Гудзь, Александр Удовик, Виктор Масловский, Юрий Михеев,
Константин Беженарь, Станислав Соха, Анатолий Хлопецкий. Нижний ряд: Сергей
Попович, Фёдор Мельничук, Леонид Бережинский, Сергей Чеботарь (капитан
команды), Сергей Процюк, Владимир Поликанин, Сергей Кривицкий, Виктор Москалюк.
(Фото из личного архива Виктора Масловского было представлено газете «Спорт-курьер»
от 25 мая 2012 года).
Последний
успех к команде пришел в 1985 году, когда «Автомобилист» ещё раз выиграл медали
чемпионата МССР. Вначале были проведены два зональных турнира, после чего были
проведены полуфинальные стыковые матчи.
Бельчане
заняли первое место в северной зоне. Затем, проиграв первую полуфинальную
встречу в Рыбнице со счётом 0:1, бельчане сделали ставку на домашний матч. На
75-й минуте ответного противостояния команд они вышли вперёд, но развить успех
не смогли. Более того, игрок «Искры» А. Кройтор на 84-й минуте счёт сравнял,
похоронив надежды «Автомобилиста» на финал.
Решающие
встречи состоялись на поле столичного стадиона «Динамо» 2 ноября. Вначале в
матче за бронзовые награды первенства бельчане переиграли сорокский «Луч» – 2:1.
А затем главный арбитр матча за первое место Натан Бартфельд вывел команды
Рыбницы и Тирасполя на решающий поединок. Единственный гол, забитый на 40-й
минуте А. Родионовым, принёс золотые медали команде «Искра».
По
итогам сезона 1985 года сразу пять футболистов «Автомобилиста» вошли в число 22
лучших в республике – Сергей Сосновский, Эмиль Карас, Вадим Грекул (под №1),
Владимир Харитон, Анатолий Хлопецкий (под №2). Более того, первые четверо
вместе с Олегом Проничевым вошли и в число 22 лучших юношей республики.
Первый ряд: (слева направо): Анатолий Хлопецкий, Вадим
Грекул, Игорь Лахно, Сергей Галаган, Фёдор Мельничук. Второй ряд: Сергей
Сосновский, Эмиль Карас, Виталий Трофименко, Мариан Чобану, Генналий Коломиец,
Виктор Масловский (фото из личного архива Мариана Чобану).
В
1983 году в Бельцах «Автомобилист» встретился с первой командой республики –
кишинёвским «Нистру», выступавшим в том сезоне в высшей лиге чемпионата СССР.
Игра завершилась с почётным счётом для бельчан – 1:1. Сохранилось фото с того
памятного матча.
Команды покидают поле после товарищеского матча «Автомобилист»
– «Нистру» – 1:1 (на фото ошибочно указан 1982 год). В центре в глубине -
арбитр матча Леонид Уланов. На заднем плане - надувной манеж, который
функционировал почти десяток лет (фото из газеты «Меридиан-Спорт» № 6 от 16
января 2008 года).
И
чтобы завершить повествование о команде бельцкого автокомбината АК-1, поведаем
ещё о некоторых республиканских турнирах, в которых футболисты принимали
участие.
На
протяжении трёх лет – с 1977 по 1979 год – бельчане были постоянными участниками
весеннего первенства ЦС ДСО «Молдова». В первый год, после удачи в групповом
турнире, команда потерпела поражение в полуфинале, уступив будущему победителю
турнира – тираспольскому «Строителю».
На
следующий год бельчане вновь уступили тираспольским строителям, но на сей раз в
финальном матче – 0:2.
А
вот в финале 1979 года бельцкий «Автомобилист», наконец-то, выиграл, одолев
студентов политехнического института – 3:1. В этом турнире в числе лучших
игроков были названы Георгий Подару и Владимир Олянский.
Ещё
один раз бельцкие автомобилисты играли в финале весеннего первенства общества в
1985 году, но одолеть тираспольский «Текстильщик» им не удалось – 0:1.
Дважды
– в 1983 и 1986 гг. – футболисты АК-1 становились обладателями Кубка РК
профсоюза работников автомобильного транспорта МССР, организатором которого
являлся ответственный спортивный работник Министерства автотранспорта
республики Юрий Иванович Пономарёв. В последнем республиканском турнире, в
котором участвовал бельцкий «Автомобилист», игроки команды в финальном
противостоянии переиграли футболистов «Кишинёвтранса», выиграв в первом матче
4:1, и сведя вничью ответную игру в столице – 2:2.
И
ещё небольшая информация о командах автотранспортных предприятий города. В
период 1979-1982 гг. в числе участников городского первенства (правда, второй
группы) была команда АТБ-7, лучшим результатом которой стало третье место 1981
года.
Четыре
года подряд – с 1968 по 1972 гг. – фигурировала в аналогичных турнирах и
команда АТБ-5, но без особых успехов. В 1983-1984 гг. футболисты пятой автобазы
предприняли вторую попытку возврата в городской чемпионат, но лучшим
результатом стало лишь шестое место в 1983 году.
Наконец,
ещё одно предприятие – АТБ Молдавпотребсоюза – предприняло попытку выйти на
городской уровень, но команда этой базы ограничилась лишь участием в
чемпионатах Горсовета ДСО «Молдова» по мини-футболу в 1983-1985 годах.
К
сожалению, в период после обретения независимости РМ ярких команд транспортных
организаций в городских турнирах практически не было, если не считать единственного
участия команды «Star-taxi-1499» в первенстве
города да несколько участий в нём футбольной команды троллейбусного управления.
К сожалению, былая слава автотранспортных предприятий города осталась лишь в
истории.
Подготовил: Владимир
ХУРС
Молдова в Индонезии. 1993
ОтветитьУдалитьhttps://ibb.co/sJTCLMJ
Молдова в Индонезии. 1993
ОтветитьУдалитьhttps://ibb.co/sJTCLMJ
Прислал А.Пацко. г. Ставрополь